ример рецензии на психологическую экспертизу (порок воли)

Пример рецензии на психологическую экспертизу (порок воли)

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

ример рецензии на психологическую экспертизу (порок воли)

ЭКСПЕРТИЗЫ: Психиатрическая экспертизаПсихологическая экспертиза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

06 июня 20—г. в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» по запросу адвоката_____________, защищающего интересы ответчиков _____________по иску поступившему к ним от _____________о признании договора дарения квартиры недействительным, была проведена оценка (рецензия) заключения Амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, выполненной специалистами отдела амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз психиатрической клинической больницей № 1 им. Н. А. Алексеева.

На разрешение специалиста адвокатом _____________был поставлен следующий вопрос:

  • Какие могли быть допущены ошибки Экспертом при оценке психологических особенностей_____________, позволившие сделать вывод, что на момент подписания Договора дарения квартиры 21 мая 2004 г., было снижение критических и прогностических функции с непониманием сложившейся ситуации, возможных правовых последствий совершаемой им сделки (существенный материальный ущерб с лишением единственной жилой площади), что лишало _____________при подписании договора дарения квартиры способности понимать значение своих действий и руководить ими?

Для рецензии были предоставлены материалы гражданского дела №_____________, рецензируемое заключение на с. 293-299.

Дача рецензии поручена специалисту Бегуновой Людмиле Анатольевне, имеющей высшее психологическое образование, кандидату юридических наук, стаж работы по специальности 21 год (до июня 2002 г., работавшей в должности старшего научного сотрудника ВНИИ МВД РФ, в отделе по разработке проблем психолого-криминалистического обеспечения раскрытия тяжких преступлений).

Рецензия на заключение эксперта-психолога

В связи с тем, что установление диагноза психического заболевания является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, при подготовке рецензии анализировался только раздел психологического обследования на страницах 297-298 и общие выводы экспертов на с. 298-299 гражданского дела № ——. Для подготовки рецензии использовались все предоставленные адвокатом _____________материалы гражданского дела №_____________.

Из заключения экспертизы известно, что в составе комиссии экспертом – психологом выступал_____________, имеющий высшее образование и на момент проведения экспертизы 14-летний стаж работы. При подготовке заключения амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы эксперты указали, что помимо амбулаторных карт из ПНД №_____________и городской поликлиники, использовали материалы гражданского дела №2_____________.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы (с. 294):

  1. Страдал ли_____________ каким-либо психическим или психологическим заболеванием или иным расстройством психической деятельности в период составления договора дарения квартиры 21 мая 2004 года?
  2. Понимал ли_____________ значение своих действий и мог ли ими руководить на момент составления и подписания договора дарения квартиры 21.05.2004 г.?

В первом из поставленных вопрос перед специалистами допущена ошибка — «психологические заболевания», на которую специалисты никак не отреагировали. Современная наука выделяет только различные психологические аспекты того или иного заболевания. О факте наличия заболевания может свидетельствовать только врач. Специалисты других областей науки, в том числе и психологии, могут лишь дать рекомендательное заключение о наличии возможного психического, а не психологического заболевания, основываясь на диагностики психологических особенностей обследуемого лица.

Для ответа на поставленные вопросы экспертом психологом_____________ были выбраны следующие методы психологической диагностики: пробы «10 слов», «Отсчитывание по Крепелину». «Сравнение понятий», «Исключение предметов», «Интерпретация условных смыслов», тест Розенцвейга, а также клиническая беседа, анализ материалов гражданского дела.

В научной литературе не так много, как по другим областям психологической науки, но все же на протяжении уже многих лет обсуждаются вопросы психологической экспертизы по гражданским делам, связанных с имущественными спорами (см. список литературы). В конкретном случае истец_____________ требует признать недействительной сделку дарения квартиры по причине либо его прямого обмана, либо тем, что его бывшая опекун_____________, воспользовалась его «беспомощным состоянием» (алкоголь, прием лекарств, снижающих память и внимание) для подписания договора дарения квартиры, т. е. с психологической стороны речь идет о «пороке воли» истца.

При анализе сделок с пороком воли в юридической литературе делается вывод, что во вне порок воли может выражаться различным образом, а именно:

  • в несоответствии воли волеизъявлению (решение принято сознательно и свободно, но действия совершаются не в соответствии с ним, не направлены к достижению той цели, которую наметил себе субъект сделки);
  • в неадекватном формировании самой воли при формальном ее соответствии волеизъявлению (направленность действий избранной цели, но само решение принято не свободно)

С точки зрения психологии, в первом случае делается акцент на порочности волевого компонента сделки (интеллектуальная сторона полноценна), во втором – на порочности интеллектуального компонента (волевая сторона полноценна). В реальности все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, состояния и свойства личности действуют во взаимосвязи, которую необходимо учитывать. Например, чтобы определить полноценность волеизъявления, нужно выявить психологические особенности личности, ее эмоциональное состояние в момент действия, характер воздействовавшего на личность раздражителя (воздействия ситуации на принятия решения), последствия такого воздействия – как на способность выработать адекватное ситуации решение, так и на способность надлежащим образом его реализовать в конкретных действиях, контролировать свои действия. Понятно, что такого рода обстоятельства имеют психологический характер и могут быть установлены специалистом в области психологии. Именно с целью последующего выбора психодиагностических методик требуется обязательное изучение всех предоставленных экспертам материалов гражданского дела.

В кандидатской диссертации Т. Н. Секераж рассматриваются методические основы диагностики «порока» воли в судебной психологической экспертизе, в которой кроме обязательных методов изучения психических процессов (памяти, внимания, особенностей восприятия), не меньшее значение отводится диагностики личностных особенностей подэкспертного лица. Для примера можно привести далеко неполный список психодиагностических методик исследования личности, в том числе и для определения состояния «порока воли»: тесты СМИЛ (MMPI), TACT, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО), 16-PF Кеттелла, опросник конструктивного мышления (ОКМ) С. Эпштейна в адаптации Ениколопова С.Н. и Лебедева СВ., шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера-Ханина (ШРЛТ), метод построения репертуарных решеток Келли, фрустрационный тест Розенцвейга, метод цветовых выборов Люшера (в модификации Собчик), опросник уровня субъективного контроля, тест смысложизненных ориентации (СЖО). В комплекс методов исследования психического состояния входят: шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Спилбергера для исследования специфики и динамики состояния, тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН), шкала Курганского и т. д. Автор подчеркивает, что в зависимости от задачи исследования набор методов может варьироваться по количеству и составу.

Также рекомендовано использовать метод самооценки психических свойств и состояний О. Микшика (СУ-ПОС-8), цветовой тест отношений (ЦТО)\ метод выбора цвета М. Люшера (в модификации Л.Н. Собчик), метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния С.С. Шипшина и многие другие.

В заключение же Эксперта из личностных методик указан только тест Розенцвейга, при этом никаких конкретных результатов обработки теста в заключение не предъявлено: нет конкретных примеров ответов _____________на фрустрирующие ситуации, какая конкретно была выраженность и направленность фрустрационных реакций, типы этих реакций, степень социальной адаптации по данному тесту. Была ли в процессе работы с тестом смена типов фрустрационных реакций. Нет качественной оценки ответов_____________на предъявляемые стимулы. В качестве проективного метода можно частично использовать тест «Интерпретации условных смыслов», хотя методика в основном направлена на изучение мышления, но опять же никаких конкретных результатов по этому тесту Эксперт в заключении не привел.

_____________указал, что при выполнении «сложных проективных методик отмечены трудности их осмысления, абстрагирования от конкретных стимулов». В психодиагностике нет категории «сложные» проективные методики, есть просто группа тестов «проективные методики». В чем конкретно заключалось сложность в выполнении теста Розенцвейга _____________из заключения непонятно.

В заключение есть ссылки только на результаты изучения механической памяти, причем кратковременной памяти и мышления, при этом каких-либо серьезных нарушений интеллектуальных функций не выявлено. В рамках поставленных задач для экспертизы важно было установить хотя бы примерно особенности долговременной памяти. Наиболее валидным в данном случаи было бы использования методики «Пиктограмма», которая кроме изучения памяти, также диагностирует особенности мышления и одновременно представляет интерес как рисуночная проективная методика, особенно на такие стимулы как «обман», «разлука», «семья».

Проведя один единственный тест Розенцвейга, который в основном направлен на изучение ассоциаций и определение «степень социальной адаптивности» Эксперт делает категоричные выводы о личностной незрелости, пассивности и несамостоятельности, подверженность стороннему влиянию подэкспертного лица. В рамках поставленной перед экспертами вопросами абсолютно не исследованными остались такие качества как «внушаемость», нет ссылок, что бы проводились пробы на внушаемость. Можно было с целью определения внушаемости, подверженности чужому влиянию провести специальный эксперимент, используя тесты на уровень притязаний, методику «Выготского-Сахарова», кубики Коса», а также какой-либо другой экспериментальный материал широко представленный в научной литературе (например работы Л. В. Бороздиной).

Диагностика личностных особенностей_____________, кроме одного теста Розенцвейга, предназначенного в основном не для анализа черт характера, Экспертом не проведена. Не использовался ни один из личных тестов для диагностики черт характера (ни в варианте опросника, ни в варианте других проективных методик).

Никаким образом не рассматривалась диагностика отношения _____________к ответчицам_____________, в том числе и ретроспективном плане (прекрасно можно было использовать тест Цветовых отношений и «семейной социограммы»).

Метод клинической беседы и наблюдения является неотъемлемой частью любого психологического обследования. Результаты бесед с_____________ касались только тех аспектов, как он видит конфликтную ситуацию на данный момент обследования (обман его, прием спиртного, проблемы со здоровьем). Вместе с тем из материалов гражданского дела объективных данных подтверждающих злоупотребление спиртными напитками нет: нет записей в трудовой книжке об увольнении за прогулы, за прием спиртного. Более того, известно, что _____________в период подписания договора дарения в 2004 года работал продавцом-кассиром, объективных данных с мест работы о допуске им служебных нарушений, краж с работы, недостач по кассе по его вине нет. Эта тема, которая напрямую связана с уровнем социальной адаптации, не рассматривалась Экспертами. Сведения о злоупотреблении спиртными напитками известны только со стороны свидетелей Т _____________и _____________и _____________. Показания свидетелей _____________и _____________вызывают сомнения (гр. дело с. 242-244), т. к. даны практически «слово в слово», учитывая за правду то, сколько они все принимали спиртного, то вряд ли способны так точно вспомнить события пятилетней давности. _____________является заинтересованным лицом, она не скрывает своих интересов на квартиру_____________, наличие у него психического заболевания не смущает ее на планирование зарегистрировать с ним брак и родить ребенка.

Объективных данных о наличии каких-либо серьезных соматических заболеваний у_____________, сопровождающихся сердечными болями, потерями сознания на период 2003-2004 г. в материалах дела не представлено. Как в медицинской части, так и по материалам психологического обследования не рассматриваются варианты приема _____________лекарств, снижающих память и внимание, не было вопросом о том, какие он принимал лекарства при «сердечных болях».

Ответчица _____________показывала (г. дело с. 271), что на период 2003-2004 г. _____________принимал участие в азартных играх. Одним из мотивов подписания договора дарения, со слов Н _____________у_____________ был страх потерять квартиру, отберут за долги. В психологическом обследовании тема участия в азартных играх на деньги никаким образом не рассматривалась и не обсуждалась с ним.

В заключение Эксперта отмечено (с. 298), что юридическими вопросами _____________занимается его девушка и законный представитель, подэкспертный обнаруживает довольно слабую ориентированность в судебной ситуации. Таким образом, есть все основания предположить, а также следовало бы обязательно исследовать, либо указать в выводах и дать рекомендации, что и в настоящее время, используя психологические особенности_____________, состояния снижения «порока» воли, им также могут манипулировать, требуя от него участие в судебном процессе о признании договора дарения квартиры 21 мая 2004 г. недействительным.

Выводы

  1. В психологическом обследовании для исследования личностных особенностей _____________диагностический материал был недостаточным, минимальным для изучения эмоционально-волевой сферы. Из шести использованных в обследовании тестов, только один тест Розенцвейга можно отнести к группе личностных методик, который не описывает черты характера, а направлен на диагностику преобладания типа фрустрирующих реакций. При этом результаты даже этого одного теста не представлены.
  2. Полностью не исследовано ретроспективное отношение _____________к ответчикам Н_____________, не исследована мотивационная сфера_____________. Полностью не исследован общий уровень и стиль саморегуляции, личностных предпочтений, смысл жизненных ориентаций.
  3. Для комплексной оценки ситуации на момент подписания договора дарения квартиры 21.05.2004 г. полностью не были использованы все материалы гражданского дела (наличие игровой зависимости).
  4. Нет объективных данных о нарушении долговременной памяти (не были проведены специальные тесты). Не были проведены специальные тесты на внушаемость, степень подчиняемости окружающим.
  5. Результаты психологических методик представлены очень в жатой и декларативной форме, нет ссылок, примеров на конкретные результаты тестов, на основании которых Эксперт сделал вывод о таких индивидуально-психологических особенностях как черты личностной незрелости, пассивность и несамостоятельность позиции (прекрасно диагностируется с помощью СМИЛ), подверженность стороннему влиянию в сочетании с наивностью, облегченностью оценок и представлений, невысокими ресурсами социальной адаптации, трудностями полноценного осмысления возникающих ситуаций и выработки конструктивных форм поведения в них, отстаивания своих позиций, слабой развитостью прогностических и регуляторных функций; а также ограниченного круга целей и потребностей, аморфность жизненных планов. Все эти аспекты изучить при помощи использованного Экспертом диагностического материала нельзя.

Литература

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
  2. ________________________________________
  3. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе: в З-х ч., ч. 1, 2. — Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2002 — 104 с.

Психолог,

кандидат юридических наук                                                             Л. А. Бегунова


Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×