Психологическое заключение ребенка 3.5 лет

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Психологическое заключение ребенка 3.5 лет

ЭКСПЕРТИЗЫ: Психологическая экспертиза, Психолого-психиатрическая экспертиза ребенка

Заключение специалиста

             № ____-П                                                                 июля  г.

1. Вводная часть

На основании письменного заявления _________ _________, согласия на обработку персональных данных от 09 июля 2024 г., специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Бегуновой Людмилой Анатольевной, имеющей высшее психологическое образование, диплом ФВ № 206370, выданный 12 июня 1990 г. Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова по специальности «Психолог. Преподаватель психологии», степень кандидата юридических наук, диплом КТ № 076473, выданный 19 июля 2002 г. ВНИИ МВД России, квалификацию судебного эксперта-психолога, диплом ПП-II № 002868, выданный 15 июня 2013 г. Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского, стаж работы по специальности больше 30 лет, проведено психологическое обследование _________ _________ Алексеевича, 29-го декабря 2020 года рождения.

Обследование М.А. _________ проведено 9-го июля 2024 года в помещении АНО «ЦМКИ» с 10.30 до 12.00 часов.

 

На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности _________ _________?
  2. Каково психологическое отношение _________ _________ к матери А.П. _________?
  3. Каково психологическое отношение _________ _________ к отцу А.К. _________?
  4. Каково субъективное представление _________ _________ о составе семьи?
  5. Выявляются ли признаки психологического воздействия (индуцирования) на _________ _________ со стороны матери _________ А.П. с целью формирования у сына негативного образа отца А.К. _________?

В рамках поставленных перед специалистом вопросов, психологическое исследование _________ М.А., 29.12.2020 г.р. проводилось, учитывая правовые нормы ГК РФ (ст. 80 и ст. 86) и СК РФ (ст. 24, 57, 65, 66), Федерального Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации», на основании методологии общей психологии, юридической психологии, клинической психологии семьи, возрастной психологии, научно-методических рекомендаций психологического обследования детей, переживающих кризис, связанный с прекращением супружеских отношений и спором по воспитанию детей раздельно проживающими родителями.

Объект исследования – индивидуально-психологические и личностные особенности _________ _________, 3-х лет и 6 месяцев, его психическое состояние, история семейного конфликта.

Предмет исследования – изучение индивидуально-психологических особенностей и психического состояния _________ _________, его системы ценностей и межличностных отношений в сложившейся семейной ситуации.

Психологическое обследование _________ _________ проведено в присутствии матери А.П. _________.

_________ А.П. предоставила для подготовки исследования сына результаты его медицинских обследований:

  • «Выписной Эпикриз» дневного стационара ФГАУ «_________» от 09.06.2021 г.,
  • результаты осмотра неврологом НИИ _________ детей от 06.09.2021 г.,
  • выписка стационарного лечения в ГБУЗ «_________ _________», в которой ребенок проходил лечение от COVID-19 в феврале 2022 г.,
  • выписка стационарного лечения в ГБУЗ «_________», в которой ребенок проходил лечение от острого тонзиллита в декабре 2022 г.,
  • результаты осмотра неврологом ФГБНУ «_________—» от 15.02.2024 г.

Литература

  1. Федеральный Закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации».
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021).
  3. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 11.11.2021).
  4. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7—14. doi:10.17759/jmfp.2017060201
  5. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов — 2-е изд.испр. / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 144 с.
  6. Герасименко Т.С. Экологичный развод: как уберечь ребенка от травмы и выйти из кризиса самому / Татьяна Герасименко. – Ростов н/Д: Феникс 2021. – 235, [1] с. – (Психология).
  7. Гульдан В. В., Сухотин А. А., Сушкова Е. Ю., Токарева Г. М. Проблемы индуцирования негативного отношения ребенка к одному из родителей в судебных спорах // Вопросы психологии. 2019, № 3, с. 41-50.
  8. Гульдан В. В., Сухотин А. А., Сушкова Е. Ю., Токарева Г. М. Медико-психологическая диагностика индуцирования детей в судебных спорах по гражданским делам // Материалы международной научно-практической конференции и пятого российско-хорватского психиатрического симпозиума. Под общей ред. член-корреспондента РАН, профессора Б.Д. Цыганкова – М., 2019. С. 109 – 113.
  9. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. — М.: Смысл, 2012. – 264 с.
  10. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Практикум по судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов, учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – с. 177-199.
  11. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, — 2000. – 255 с.
  12. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010.
  13. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм — теста» Рене Жиля». Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.
  14. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие – практикум / А.Г. Лидерс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 552 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
  15. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия детскому психологу).
  16. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. Методическое пособие. — 263 с.
  17. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28.

Обстоятельства дела

Предварительно психологическому исследованию _________ _________, 29.12.2020 г.р., мать мальчика _________ _________рассказала, что развод с отцом сына был по его инициативе. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Результаты психологического исследования

_________ _________ Алексеевича, 29.12.2020 г.р.

Психологическое исследование _________ проводилось в присутствии матери, _________ А.П. в ход исследования не вмешивалась, она не пыталась управлять поведением сына, подсказывать ему правильные ответы.

_________ _________ во время исследования был очень активным, внимание мальчика было направлено на игрушки, предметная игра у него развита очень хорошо. _________ быстро переключался с одной игры на другую, однако поставив себе цель (например, собрать из кубиков утку), доводил начатое до конца. _________ при затруднении обращался к матери за помощью. Мальчик радовался, когда у него получалось задуманное и не расстраивался, когда не мог сразу выполнить того, что запланировал. В течение исследования эмоциональный фон _________ был положительный, эмоции он проявлял ярко, возбуждение мальчика сопровождалось усилением мышечного тонуса (сжимал кулачки). Несмотря на высокую возбудимость, _________ быстро успокаивался, когда его внимание взрослые направляли на иную предметную деятельность.

 

2.1. Методики исследования

Диагностика психологического состояния, индивидуально-психологических черт _________ _________, психологического отношения мальчика к окружающим взрослым по поставленным перед специалистом вопросам проведена с использованием следующих методик:

  1. Блок нейропсихологических методик: узнавание реальных предметов (цветные карточки), «Цветные геометрические фигуры», составление рассказа по последовательным картинкам, аналогии по визуальным стимулам, четвертый лишний по визуальным стимулам, различие в рисунках (цветные картинки), рассказ по последовательным картинкам, интерпретация сюжета по картине «Разбитое окно».
  2. Субтест №1 «Осведомленность» пп.1-4, субтест №2 «Понятливость» пп.1 и 2, субтест №4 «Сходство» пп. 1 и 2, субтест №5 «Словарный» пп. 3 и 6 детского варианта теста Векслера.
  3. Методика диагностики детской тревожности «Выбери нужное лицо» для дошкольников (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
  4. Методика исследования самооценки «Лесенка».
  5. Социометрические методики для исследования межличностных отношений ребенка «Фильм — тест» Рене Жиля» (стимулы 1 и 2) и «Два домика».
  6. Наблюдение.

Тестовый материал был предъявлен с учетом возрастных особенностей мальчика, когда дети 3-4 лет могут удерживать внимание не более 10 минут.

 

2.2. Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей М.А. _________ и его взаимоотношений с окружающими взрослыми

2.2.1. Особенности познавательной сферы. _________ _________ быстро и без ошибок выполнил задания из блока нейропсихологических методик. Мальчик умеет считать в пределах 10 (пересчитывал кубики, карандаши), знает простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), различает размеры фигур (большая – маленькая), он знает и не путает название основных цветов. _________ умеет собирать рисунок по образцу (играл с кубиками «Собери картинку»).

_________ назвал «большой» палец на руках. Он правильно ответил на вопросы сколько у него ушей и сколько ног у собаки. _________ знает и сумел рассказать, что, если порезать палец, то пойдет кровь, и он покажет маме. Мальчик смог использовать личный опыт для ответа на вопрос о том, что он будет делать, если потеряет чужой мячик, показав активность на поиск пропавших у него вещей, переживание, что не смог их найти.

Мальчик имеет хорошую механическую память, он легко запоминает стихи, воспроизводит сложные для понимания 3-х летнего ребенка тексты (прочитал стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», знает наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина).

_________ способен к обобщению, он интуитивно правильно называл лишний предмет среди 4-х стимулов, но пока не может быстро найти обобщающее слово (например, живое – неживое). _________ понимает наличие сходства и различия, но также он пока не может быстро выделить и подобрать обобщающее слово, делая заключения на основе опыта (например, «лимон кислый … а сахар не кислый», «перец горький … а шоколад шоколадный»). Данные затруднения – возрастная норма для наглядно-образного мышления ребенка 3-х с половиной лет.

_________ легко подобрал аналогии «птица — птенец» и «собака – щенок», «лиса – нора» и «собака – будка», «петух клюет зернышки» — «собачка есть косточку». _________ правильно нашел различия в картинках («Мальчик спасает девочку – девочка спасает мальчика»).

_________ активно использует все части речи, правильно выбирает прилагательные для сравнения чувств людей и характеристик предметов. Он сумел передать чувства девочки, которая испугалась за куклу (рассказ по последовательным картинкам), передал эмоции героев с картинки «Разбитое окно».

Речь _________ понятна, несмотря на то что он пока не все звуки выговаривает, которые при медленном повторе (нараспев) он произносит их четко.

Таким образом, по результатам исследования познавательных процессов _________ _________ каких-либо нарушений развития психических процессов не обнаружено. _________ сообразительный, он быстро обучается, у него хорошего получается при помощи взрослого осваивать новые для него трудные действия. Развитие наглядно-образного мышления, речи, предметной игры _________ проходит в соответствии с возрастной нормой.

2.2.2. Особенности эмоциональной сферы и основные черты характера.

Диагностика уровня тревожности _________ проведена с помощью теста «Детской тревожности «Выбери нужное лицо». _________у было предложено поочередно 14 рисунков с изображением типичных для дошкольников жизненных ситуаций. Лицо на рисунках не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо мальчика, на другом – печальное. _________у надо было выбрать какое лицо у мальчика на каждом из рисунков: веселое или печальное.

_________ быстро просматривал стимульные карточки, и отвечал, что на всех рисунках у мальчика веселое лицо (таб. 1).

Таблица 1

Психологическое заключение ребенка 3.5 лет

На просьбу рассказать, что происходить на картинках, _________ сюжеты «Объект агрессии», «Агрессивное нападение», «Изоляция» объяснил как игровые ситуации. Рассматривая картинку «Выговор», _________ уточнил, что у женщины лицо злое («Она злая»), но у мальчика все равно веселое. _________ немного задумался, но все равно ответил, что у мальчика лицо веселое лицо на картинках с сюжетами «Игнорирование» и «Собирание игрушек».

Таким образом, у _________ выявлен низкий уровень тревожности, он чувствует себя безопасно в ситуациях взаимодействия «взрослый — ребенок» и «ребенок – ребенок». _________ позитивно относится к повседневным житейским ситуациям, связанными с приемом пищи, одеванием, собиранием игрушек. На данный момент _________ не чувствует себя эмоционально отчужденным ребенком, участником конфликта родителей. Мальчику комфортно, когда родители (мужчина и женщина) находятся рядом друг с другом и с ним. _________у понравились сюжеты, когда на картинках присутствовал младенец. Однако следует отметить, что если _________ быстро дал ответ на картинку, где нарисована женщина с коляской, то на сюжет, где мужчина играет с младенцем, он сначала задумался, и только после паузы, представил ситуацию как эмоционально приятную для себя (пп. 2, 6, 9 и 13).

Таким образом, _________ чувствует себя комфортно среди окружающих его взрослых. Однако интерпретировать результаты теста как то, что для _________ эмоционально близки образы отца и матери, было бы поверхностно, поскольку при предъявлении стимулов с ним специально не оговаривалось, что на картинке его отец. Ответы _________ отражают его представление о роли мужчины в семье.

Исследование самооценки и диагностика детско-родительских отношений _________ проведено методикой «Лесенка». Мальчику была дана инструкция, чтобы он последовательно выбрал ступеньки для себя на лестнице и оценил себя с точки зрения матери и отца по следующим шкалам: глупые – умные, больные – здоровые, несчастные – счастливые, некрасивые – красивые, трусливые – храбрые и злые – добрые дети.

_________ одинаков быстро расставил кружочки на верхних ступеньках, выполняя задание по всем 3-м инструкциям. Таким образом, как и по результатам исследования уровня тревожности _________, отмечается уверенность мальчика в себе, ощущение, что он растет в безопасной обстановке, любимый взрослыми. Максимальные оценки своих качеств иллюстрирует возрастной эгоцентризм ребенка 3-х с половиной лет, который находится на этапе становления самопознания.

Работая с методикой «Два домика», _________ выбрал «большой, правильный» дом и сказал, что в нем будут жить: _________, мама, бабушка с дедушкой (родители матери), кот Василий и Слава (мамин друг). На вопрос: «А где же будет жить папа?», мальчик ответил, что папа живет отдельно, «помещать» его в «плохой» дом не стал.

Результаты социометрической методики «Фильм — тест» Рене Жиля» представлены только стимулами № 1 и 2, на которых _________ выбрал себе место рядом с мамой (рис. 1 и 2).

Психологическое заключение ребенка 3.5 лет

Рис. 1. Стимул 1: «Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты»

Психологическое заключение ребенка 3.5 лет

Рис. 2. Стимул 1: «Обозначь крестиком, где сядешь ты»

Наиболее информационный результат диагностики _________ по отношению к матери и отцу отражен в рассказе мальчика по картинке «Разбитое окно». _________ интерпретировал сюжет следующим образом: «Мама в окне плачет, мальчика похищает дядя с охранником». Фактически _________ этим рассказом иллюстрировал свой страх остаться без мамы, если его заберет отец, о котором перед обследованием рассказала А.П. _________, когда _________ прятался и просил ее спрятаться, чтобы папа не забрал.

Таким образом, можно отметить тенденцию к повышению эмоционального напряжения, появление негативных эмоций и страха у _________ в обстоятельствах, когда он может непросто оказаться наедине с отцом, а быть насильно изолированным от матери.

Представление о семье у _________ – он, мама, её родители, кот —-и мамин друг ——. _________ воспитывается матерью в атмосфере любви и доверия, он чувствует поддержку со стороны семьи. _________ хорошо адаптируется среди ровесников, он любознательный, веселый и общительный. _________ не проявил никаких ярких негативных эмоций на стимул «папа» при работе с социометрическими методиками, не отвергал образ отца во время работы со стимулами, и не пыталась негативно отозваться об отце.

 3. Заключение

Результаты психологического исследования _________ _________ -, 29.12.2020 г.р., показали высокий уровень познавательных процессов мальчика, он любознательный и активный. _________ жизнерадостный и общительный, он в присутствии матери быстро адаптируется в новой обстановке, и уверенно себя чувствует, когда мама отлучается. Таким образом, _________ развивался в условиях надежного типа привязанности в общении с матерью. _________ верит, что может положиться на мать в удовлетворении потребности эмоционального контакта, в ее поддержку и защиту. Развитие _________ в условиях надежной (безопасной) привязанности, его доброжелательность и позитивный эмоциональный фон отражены в медицинских заключениях неврологов: когда мальчику было 8 месяцев и 2,5 года («… доброжелательный, следит, лепечет, четко выделяет маму»)[1].

Индивидуальные особенности _________ характеризуются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Эмоциональная сфера мальчика позитивная, он веселый и оптимистичный. _________ понимает отрицательные эмоции. Негативные аспекты возбудимости и гиперактивность _________ компенсируются любовью матери, надежной между матерью и сыном привязанностью, и воспитательными тактиками матери на психическое и физическое развитие сына.

Психологическое содержание, выявленных актуальных страхов _________, состоит из-за переживаний потери любимых вещей и страха потерять мать, переезда от нее жить к отцу.

Представление _________ о составе семьи мама, дедушка и бабушка со стороны матери, кот —— и друг матери —-. Родного отца _________ ни разу самостоятельно не вспомнил.

Признаков формирования «синдрома отчуждения» отца, индуцирования мнения матери[2] и её родителей с целью сформировать у _________ негативный образ отца не выявлено, т.к. _________ не отказывается от отца, не пытался специально представить именно личное мнение о «злом» отце, не высказывался отрицательно в адрес родственников отца.

Негативные эмоции _________ связаны со страхом потери матери актуализированы опытом общения с отцом, разговорами с ним о выборе места проживания.

 4. Выводы

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности _________ _________?

_________ _________ обладает высоким уровнем психического развития, он любознательный и активный. _________ растет ребенком дружелюбным, веселым. Эмоциональная сфера мальчика отличается повышенной возбудимостью и имеет позитивную окраску. _________ понимает, что у людей бывают разные эмоции, он может правильно интерпретировать эмоциональные состояния других людей. Негативные аспекты возбудимости и гиперактивность _________ компенсируются любовью матери, надежной между матерью и сыном привязанностью, и воспитательными тактиками матери на психическое и физическое развитие сына.

  1. Каково психологическое отношение _________ _________ к матери А.П. _________?

Мама, _________ А.П., является для _________ самым близким и авторитетным человеком. _________ полностью доверяет матери, чувствует себя с ней уверенно и безопасно.

  1. Каково психологическое отношение _________ _________ к отцу А.К. _________?

Отношение _________ к родному отцу _________ А.К. амбивалентное, он плохо знает отца, опыт общения с ним сформировал представление о том, что отец может забрать его к себе жить, он окажется разлученным с матерью.

  1. Каково субъективное представление _________ _________ о составе семьи?

Представление о составе семьи _________ _________: _________, мама, её родители, кот —- и друг матери _________.

  1. Выявляются ли признаки психологического воздействия (индуцирования) на _________ _________ со стороны матери _________ А.П. с целью формирования у сына негативного образа отца А.К. _________?

Результаты психологического исследования _________ _________ 3,5 лет не выявили признаков психологического воздействия (индуцирования) на мнение сына со стороны матери _________ А.П. с целью формирования у него негативного образа отца А.К. _________.

 

Специалист                                                                                                                                        Л.А. Бегунова

____________________________

[1] Заключение невролога от 06.09.2021 г. и от 15.02.2024 г.

[2] https://psy.su/feed/9552/

Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Клинико-психологическая оценка негативного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в судебных спорах о воспитании [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.11.2021). 0421100116/0021.

Примеры проведённых экспертиз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×