Пример рецензии на психологическую экспертизу (проживание ребенка)

Пример рецензии на психологическую экспертизу (проживание ребенка)

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример рецензии на психологическую экспертизу (проживание ребенка)

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

№   ——                                                                    19    марта 2012 г.

12 марта 2012г. в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» по запросу адвоката ________, защищающего интересы истца ________по гражданскому делу по Иску об определении порядка общения с ребенком ________ 21.04.2008 года рождения от совместного брака с ________. Дача рецензии поручена специалисту Бегуновой Людмиле Анатольевне, имеющей высшее психологическое образование, кандидату юридических наук, стаж работы по специальности 22 года.

Для рецензии были предоставлены следующие документы:

  1. копия «Консультации психолога» от 08.10.2011 г.,
  2. копия «Психологического заключения» от 12.01.2012 г.,
  3. копия «Психологического заключения» от 13.01.2012 г.

Консультация и Психологические заключения были проведения клиническим психологом ________ в Центре психологии и права Михаила Врублевского. Каких-либо специальных экспертных вопросов перед специалистом психологом поставлено не было, либо они не отражены в заключениях. Специалист работала по жалобам матери ребенка ________ на нарушение поведения сына после «неожиданных» встреч с отцом.

В консультации от 8 октября 2011 г. со слов матери описаны симптомы нарушения поведения у ребенка, появившиеся после неожиданной встречи мальчика с отцом в детском саду («ребенок 2 дня плачет, перестал разговаривать, не отвечает на вопросы, 3 раза за ночь просыпается, перевозбудим). Отмечено, что родители в разводе с августа 2011 г. Также кратко описано поведение ребенка на консультации («не отвечает на вопросы, на контакт не идет, прижимается к матери, от нее не отходит»). Подчеркнуто, что ребенок находится в состоянии стресса, утомлен, не способен занять себя игрушками.

Данных о том, применялись ли на первой консультации какие-либо психодиагностические методики с Дмитрием, кроме наблюдения за его поведением и сбора анамнеза со слов матери нет. Нет так же данных об анализе разводной, пред разводной и после разводной ситуации. Как родители в процессе развода и после договаривались между собой о воспитании сына. Нет данных, когда последний раз ребенок видел отца, до посещения его в детском саду, после чего начались «невротические» симптомы. Предупреждал ли ________ мать мальчика, что придет в детских сад. Нет данных о том, как мать мальчика ________ рассматривает порядок общения с сына с отцом.

Таким образом, если анализ семейной ситуации и был специалистом проведен, то в заключение этих данных нет.

Специалист рекомендует на первой консультации: консультацию невропатолога, соблюдение режима дня, исключение стрессовых ситуаций и консультацию психолога через 2 месяца для понимания динамики состояния. Данных о том, что подразумевал Специалист под исключением стрессовых ситуаций, консультируя мать и как это должно повлиять на динамику состояния ребенка, в представленном тексте нет.

В Психологическом заключении от 12 декабря 2012 г отмечено, что представлены результаты наблюдения за ребенком и игровое взаимодействие в период с 8 октября по 10 декабря 2011 г. Далее перечисляются жалобы матери на поведение ребенка и выводы о результатах поведения за мальчиком в процессе консультации и игры. Никаких данных о том были ли сеансы игровой терапии в период от 08.10 по 10.12.2011 г., как часто проходили эти сеансы, нет. Нет никаких данных на основании чего должны были произойти изменения в поведении ребенка (результат игровой терапии мальчика, психологические консультации матери). Специалист на основании наблюдения за мальчиком (по данным получается, что 10 декабря была вторая встреча с психологом после 2-х месячного перерыва) мальчик эмоционально привязан к матери, что еще никак не может свидетельствовать об отрицательном отношении Дмитрия к отцу. Симбиотические связи с матерью в возрасте трех лет еще очень сильные и пока в пределах нормы.

К сожалению, нет никаких конкретных результатов исследования мальчика: например, по какому сценарию проводилась игра с ребенком, какие диагностические вопросы должны были быть выявлены в результате игры, что использовалось в качестве «игровых» родителей (игрушки, фигурки из пластилина, животные и много другое). Было ли проведено опосредованное изучение ребенка о представлении семьи и роли каждого члена: например, игра – «Семья животных», можно было представить часть стимулов из методики Рене Жиля и т. п.

Первые два пункта рекомендаций специалиста не вызывают никаких сомнений. В третьем пункте рекомендаций непонятно, что подразумевает фраза «Единая система поощрений и наказаний, разработанная совместно с психологом и ребенком», т. е. 3-х летний ребенок должен выбрать себе способы поощрений и наказаний? Или подразумевалось, что родители должны выбрать систему поощрений и наказаний, используя рекомендации психолога, обследовавшего ребенка?

Рекомендации в четвертом пункте в какой-то мере должны помочь снять на время эмоциональное напряжение у мальчика. Однако выполнение их не поможет адаптации ребенка к ситуации развода, т. к. совместное присутствие матери на свиданиях с отцом, будет служить не осознанию факта развода родителей и осознанию, что они перестали быть супружеской парой, а формированию иллюзии, что благодаря ребенку возможно возобновление отношений между родителями.

В Психологическом заключении от 13 января 2012 г описываются матерью аналогичные жалобы нарушения поведения Дмитрия после встречи с отцом в детском саду, как и на первичной консультации 8 октября 2011 г. Далее в очень краткой форме психолог приводит выводы по игровому психологическому занятию с мальчиком, где ему напрямую задавались вопросы о ситуации посещения накануне отца в деском саду: «Ты был рад видеть папу?», «О чем вы говорили?», «Вы играли?». Непонятно в чем собственно состояла игровая ситуация? Больше похоже на «допрос» о факте посещения отца, а не на игровую терапию. В заключение нет опять никаких данных о том, когда ребенок до этого видел последний раз отца, были ли попытки, с учетом рекомендаций психолога договориться родителями между собой о порядке общения с ребенком. Что по этому поводу рассказала мать мальчика. Какие она выражения использует при рассказе об отце ребенка.

В итоге Специалист приходит к выводу, что свидания с отцом для  мальчика являются психотравмирующим фактором, вызывающим тревогу и стресс. Вариант адаптации ребенка к разводной ситуации специалист рассматривает только в присутствие матери или бабушки при общении мальчика с отцом. Такие гипотезы как, например, то, что если ребенок переживает разлуку с отцом, скучает и естественным образом при встрече с ним перевозбуждается (это стресс), не рассматривались. Плюс, если при данной ситуации Дмитрий, пусть неосознанно, но понимает, что мать препятствует его общению с отцом, постоянно негативно отзывается о нем – то это тоже стресс. Если мальчик из-за страхов наказания со стороны матери, эмоционального отторжения, боится показать отцу, что он соскучился, боится рассказывать матери о том, как ему было хорошо при встрече с отцом – это тоже стресс. Все это справедливо и в обратную сторону, если отец пытается сформировать негативный образ матери у сына. Однако же данных об исследовании всех этих вопросов нет.

Развод родителей для детей всегда является стрессовой ситуацией, редкие и задолго планируемые встречи, часто способствуют только увеличению тревоги детей (формированию «сверх ожиданий от предстоящих свиданий»), формированию страхов потерять кого-то из родителей навсегда. А также формированию полярного и неадекватного отношения к родителям: с тем с кем постоянно живет – это наказание, воспитание, все житейские требования, а «воскресный папа» — одно удовольствие, развлечение и никаких обязанностей.

В заключение от 12.01 2012 г. Специалист отметила, что у ребенка наблюдаются страхи, но исследование этой области никак не отражено в Заключениях. Не описано, что беспокоит мальчика, собственно чего он боится, нет данных о том, какая была проведена психотерапевтическая работа с выявленными страхами. В этом же заключении Специалист отметила, что у мальчика не сформирован образ отца в семье. Мальчик не представляет себе, какую роль мужчина может выполнять в семье. Но данный факт в рекомендации общения мальчика с отцом специалистом также не рассмотрен. В возрасте трех-четырех лет происходит осознание детьми своей половой принадлежности. Успешная половая идентификация у мальчиков неразрывно связана с образом отца в семье. С кем ребенку себя идентифицировать, если он проживает с мамой, бабушкой и тетей? Куда дели дедушку? Общение с отцом рекомендуется также под строгим контролем со стороны женщин. Каков же будет образ мужчины у ребенка в семье? Отрицательный (негативный) образ отца, унижение его со стороны окружающих женщин, может явиться серьезным основанием нарушений половой идентификации, за которой помимо тревоги и страхов, у людей также формируются различные сексуальные перверсии.

Таким образом, в представленных на рецензию Заключениях специалиста клинического психолога ________, данных о психодиагностическом исследовании ребенка, чтобы ответить на вопрос о его эмоциональной привязанности к окружающим близким нет. Не рассмотрены вопросы о том, есть ли место специального формирования негативного образа отца/матери со стороны бывших супругов? Препятствует ли мать общению мальчика с отцом? Нет данных о том, каким образом проходили встречи между мальчиком и отцом в период наблюдения в Центре психологии и права Михаила Врублевского с октября 2011 г. по январь 2012 г., по какой причине отец вынужден был приходить для общения с ребенком в детских сад, не оставив в известность мать?

Без исследования перечисленных вопросов рекомендации ________ по характеру общения ________с сыном Дмитрием являются необоснованными и могут в последствии привести не к адаптации ребенка к ситуации развода родителей, а к формированию ложных иллюзий и сценариев поведения с элементами манипуляций в общении с родителями.

Психолог      

Л. А. Бегунова

Примеры проведенных психологических экспертиз

Пример психологической экспертизы (отношения с отцом)

Пример психологической экспертизы (детско-родительские отношения)

Пример рецензии на психологическую экспертизу (порок воли)

Пример рецензии на психологическую экспертизу подозреваемых

Пример рецензии на психологическую экспертизу (полиграф)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×