Пример психологической экспертизы (отношения с отцом)

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример психологической экспертизы (отношения с отцом)

ЭКСПЕРТИЗЫ: Психологическая экспертиза, Психолого-психиатрическая экспертиза ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

На основании письменного заявления от ________ г. адвоката ____________________________________________________, специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Лысенко Н.Н., имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 6 лет,  проведен комплексный психологический анализ ________

На разрешение специалиста ставились следующие вопросы:

  1. Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей нахождение в течение двух дней включая ночное время по месту жительства отца детей?
  2. Можно ли объяснить детям, что таков порядок общения и 6 дней в месяц они будут жить с папой, а после возвращаться к маме?
  3. Является ли период с 10ч.00мин. субботы до 20ч.00мин. воскресенья достаточным для адаптации ребенка на новом месте?
  4. Будет ли общение с отцом по месту постоянного проживания детей способствовать созданию «позитивного образа отца» у детей?
  5. Будет ли общение с детьми по месту их постоянного проживания и в присутствии матери необходимым и достаточным условием для усвоения мужской роли, для осознания детьми присутствия отца в их жизни?
  6. Будет ли присутствие матери и нахождение по месту постоянного проживания детей негативно влиять на установление доверительных отношений отца с детьми?
  7. Может ли отец помочь детям почувствовать себя комфортнее, спокойнее на своей территории во время определенного судом срока общения, если обеспечит им максимальное внимание и опеку?
  8. Может ли быть пересмотрено положение об общении детей с отцом на территории их постоянного местожительства без ущерба для их психического и физического развития?
  9. Каким образом, можно объективно обосновать возможность общения отца с несовершеннолетними детьми с пребыванием в течение двух дней непрерывно, включая ночное время, без ущерба для их психического здоровья?
  10. Является ли общение отца с детьми необходимым фактором для нормального психического развития детей?
  11. Могут ли быть случаи, когда общение с отцом наносит вред психическому здоровью детей по причине поставленного диагноза?
  12. Достаточно ли будет сделать психологическое обследование ребенка (детей) после встречи с отцом, чтобы сделать выводы о позитивном/негативном влиянии встречи на физическое и психическое состояние ребенка (детей)?

План анализа ситуации:

  1. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте  (возрастной период с 2 до 6 лет).
  2. Особенности и последствия поставленного диагноза ________ «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» (см. приложение).
  3. Выводы.

1. Психологические и социальные особенности развития ребенка в раннем возрасте.

И Елена, и Артем находятся в периоде развития – раннее детство, который охватывает возраст с 2 до 6 лет.

Мышление детей, данного периода развития характеризуется следующими особенностями мышления:

  • мышление ребенка конкретно. Ум ребенка занят только тем, и верит только в то, что происходит «здесь и сейчас»;
  • мышление необратимо, развитие событий и образование связей идет лишь в одно направлении;
  • мышление эгоцентрично – ограничено рамками самого ребенка, поэтому он неспособен принять точку зрения другого человека. Дети думают, что все видят мир так же, как они;
  • центрирование на каком-то одном свойстве или измерении объекта или ситуации;
  • дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения, перспективе.

На основании вышеуказанных особенностей мышления детей раннего возраста, можно утверждать, что отправление Елены и Артема с ночевкой в другой дом будет являться серьезным стресс-фактором, потому что любое перемещение из среды воспринимается как изменение «навсегда», поскольку осознать и оценить перспективы ребенок не умеет. Поэтому перемещение детей из семьи в семью, с одного места жительства на другое, находящихся в психологическом возрастном этапе развития «раннее детство» строго не рекомендуется.

Ребенок может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве, но не отдает себе отчет в том, что они означают. Понятия даты, и того, что послезавтра они вернутся «домой к маме» для детей слишком абстрактно, поэтому график посещений в этом возрасте становится враждебным параметром среды, непредсказуемым, непонятным и опасным. А такое восприятие может сказаться на отношениях с отцом, который будет являться источником непонятного и непредсказуемого для ребенка перемещения из знакомой среды.

Чтобы сохранить позитивный образ отца, несмотря на развод родителей, и при этом обеспечить общение детей с отцом, рекомендуется осуществлять общение детей с отцом по месту жительства детей, в знакомой им среде, окружении, не изымая его из привычного распорядка дня, привычных продуктов питания и сенсорного наполнения. Именно в раннем возрасте безопасность, комфорт, предсказуемость жизни является основным фактором психического здоровья ребенка. В таком случае, включение отца в жизнь ребенка станет более влиятельным и окрашенным позитивными эмоциями.

Развод родителей относится к неразрешимым для детей переживаниям, а, следовательно, в данном случае следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их, а это может привести к возникновению задержек в психическом развитии, возникновении психо-соматической и соматической симптоматики.

Для ребенка расставание родителей — это психологическая травма, связанная в первую очередь с разрушением привычной среды обитания. Чтобы по возможности уменьшить последствия данной травмы, рекомендуется, чтобы Елена и Артем не уезжали

2. Особенности и последствия поставленного диагноза «нервная возбудимость» (см. приложение).

Елене поставлен диагноз – повышенная нервно-рефлекторная  возбудимость средней тяжести. Артему – диагноз сильно выраженная повышенная нервно-рефлекторная возбудимость (см. приложение ___).

Рассмотрим возможные последствия и варианты развития детей, имеющих подобные диагнозы. Особенности воспитания таких детей. Повышенная нервная возбудимость в раннем возрасте относится к психопатической форме поведения. Своевременное применение медико-психолого-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий у взрослых. Появление первых признаков заболевания у большинства обследованных детей с подобным отнесено к периоду раннего детства, в котором и был поставлен диагноз Елене и Артему

В психическом состоянии детей с таким диагнозом преобладают черты двигательной расторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, неспособности к систематизированной деятельности, патологическое усиление инстинктивных проявлений.

Основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая его среда, поскольку система личностной саморегуляции еще не сформирована. Важную роль в коррекции нервно-рефлекторной возбудимости в раннем возрасте играет «эффективность среды», т. е. возможность создания оптимальных условий для комфортного самоощущения ребенка как фактора профилактики отклонений в психическом развитии.

Основные параметры эффективной среды для ребенка раннего возраста: возможность обратиться к матери, постоянное проживание по одному месту жительства, наличие постоянной собственной комнаты или части комнаты, повторяющийся изо дня в день предсказуемый режим дня.

3. Выводы

Вопрос: Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей нахождение в течение двух дней, включая ночное время, по месту жительства отца детей?

Ответ: да, причинит. По причине особенностей мышления в раннем возрасте, дети не способны оценить время, которое они пробудут у отца. В силу конкретности мышления, переезд такого рода будет равен для ребенка переезду на постоянное время. А значит, и субъективное восприятие ситуации как потеря мамы или потеря отца, что приведет к сильному стрессу, возникновение соматической тревоги, психосоматических реакций. Можно с уверенностью говорить также о вреде физическому здоровью, поскольку у детей раннего возраста максимально выражена соматизация страха и тревожности.

 

Вопрос: Можно ли объяснить детям, что таков порядок общения и 6 дней в месяц они будут жить с папой, а после возвращаться к маме?

Ответ: нет, объяснить нельзя. Объяснить в возрасте 2-4 лет не представляется возможным – реакция будет однозначной: страх, потеря защищенности, невротическая реакция и по отношению к отцу, и по отношению к матери. В раннем дошкольном возрасте, в котором находятся и Елена, и Артем, нет восприятия перспективы времени, каждый отъезд будет являться новым внезапным событием, имеющим сильное влияние на психику ребенка. Возникнет ситуация, что оба родителя перестанут являться защитой для детей и основой постоянства их жизни, что приводит к появлению и закреплению невротических реакций, вплоть до возникновения позднего аутизма (отвержения мира из страха и непонимания).

Максимум, чего можно добиться объяснениями спокойным, мягким голосом – это прекращения крика, плача, истерики. Дети данного возраста реагируют на тембр голоса и эмоции говорящего, но понимание содержания не достижимо.

 

Вопрос: Является ли период с 10ч.00мин. субботы до 20ч.00мин. воскресенья достаточным для адаптации ребенка на новом месте?

Ответ: нет, не является. Для ребенка в возрасте до 6 лет, необходим период адаптации к новым условиям жизни не менее 10 дней. Адаптация к новому месту нахождения ребенка должна пройти два этапа – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель (при наличии неврологических диагнозов, например, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней.

Краткосрочное пребывание в отличных от постоянного места жительства условиях, является сильным стрессором и может явиться источником для возникновения и закрепления задержек в психическом развитии, вплоть до развития психопатии по основному диагнозу.

 

Вопрос: Будет ли общение с отцом по месту постоянного проживания детей способствовать созданию «позитивного образа отца» у детей?

Ответ: да, будет. В этом случае, член семьи, проживающий отдельно, становится частью повседневной жизни детей, при этом дети чувствуют себя более спокойными и защищенными в привычной для себя среде. Также для данного возраста детей актуально, что есть возможность в любой момент обратиться к матери, возможность тактильного контакта с матерью (актуально до достижения возраста 6 лет, на протяжении от младенчества до среднего детства).

 

Вопрос: Будет ли общение с детьми по месту их постоянного проживания и в присутствии матери необходимым и достаточным условием для усвоения мужской роли, для осознания детьми присутствия отца в их жизни?

Ответ: да, будет. В спокойных и привычных для себя условиях ребенок способен эмоционально позитивно воспринимать родителя и без отторжения пройдет процесс освоения поло-ролевого поведения и мужской ролевой модели.

 

Вопрос: Будет ли присутствие матери и нахождение по месту постоянного проживания детей негативно влиять на установление доверительных отношений отца с детьми?

Ответ: Нет, не будет. Установка взаимных доверительных отношений требует бОльших усилий со стороны ребенка в силу раннего возраста (см. особенности развития ребенка в раннем возрасте), чем усилий со стороны взрослого, социально адаптированного взрослого человека. Поэтому создание привычной, знакомой обстановки, возможность обращения к матери позволит ребенку не тратить психические и физические ресурсы организма на освоение среды и условий действия в ней (выяснение изменений, произошедших за время его отсутствия), а обратить фокус внимания и психические ресурсы на общение с отцом.

 

Вопрос: Может ли отец помочь детям почувствовать себя комфортнее, спокойнее на своей территории во время определенного судом срока общения, если обеспечит им максимальное внимание и опеку?

Ответ: нет, не может. Дети в раннем возрасте нуждаются в постоянстве окружающей среды. Отец, стараясь помочь детям освоиться, объяснить их положение, угощая лакомствами и даря подарки, будет все сильнее отдалять ребенка от привычной среды, совершать действия, которых ребенок не способен ожидать, предсказать. Следовательно, сила ажитации и эмоционального потрясения будет только расти. От знака эмоции (положительные или отрицательные переживания испытывает ребенок) не зависит наличие эмоционального потрясения. Сильная радость, ажитация также опасна в раннем детстве, как и сильные негативные переживания.

 

Вопрос: Может ли быть пересмотрено положение об общении детей с отцом на территории их постоянного местожительства без ущерба для их психического и физического развития?

Ответ: да, может. Переход ребенка в психологический возраст – среднее детство (с 6-7 до 12 лет) позволит детям пребывать вне дома в ночное время у отца или иных родственников без ущерба для психического и физического здоровья.

 

Вопрос: Каким образом, можно объективно обосновать возможность общения отца с несовершеннолетними детьми с пребыванием в течение двух дней непрерывно, включая ночное время, без ущерба для их психического здоровья?

Ответ: Обосновать можно социальными и психологическими факторами. Социальный фактор. В возрасте 6-7 лет ребенок радикально меняет образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности. Благодаря возросшим когнитивным способностям, дети начинают планировать свое поведение и предвидеть ходы других людей. На фоне этого этапа физического и когнитивного развития ребенка станет допустимо резко и кратковременно менять окружающую его обстановку без ущерба для его психического здоровья. Объективно это можно обосновать с помощью тестов на готовность к школе, а также заключение педагогов по адаптации младшего школьника.

Психологический фактор. Успешное преодоление ребенком кризиса 7ми лет устанавливается с помощью заключения психолога, либо дефектолога.

 

Вопрос: Является ли общение отца с детьми необходимым фактором для нормального психического развития детей?

Ответ: Да, является. Направляющее присутствие отца необходимо в следующих областях. Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери.

Крайне важна роль отца в формировании поло-ролевой модели поведения детей. Сыну отец нужен как образец для подражания, дочь нуждается в отцовском одобрении для формирования адекватной самооценки.

 

Вопрос: Могут ли быть случаи, когда общение с отцом наносит вред психическому здоровью детей по причине поставленного диагноза?

Ответ: Да, могут. Но травмирующими могут являться только отдельные случаи. Для предотвращения обострений и дальнейшего развития психопатии у детей, настоятельно рекомендовано проводить медицинские, врачебные освидетельствования после встреч с отцом детей в период адаптации Елены и Артема к новому режиму взаимодействия с родителями.

После встречи отца с детьми необходимо проводить медицинское освидетельствование – заключение лечащего врача, при необходимости врачебной комиссии. Целью данных обследований будет являться не препятствование общению с детьми, а создание наилучших условий развития детей в сложившейся ситуации и созданию эмоционально-позитивного образа отца у детей. Влияние может быть осуществлено путем варьирования времени комфортного взаимодействия с детьми, совместного выбора форм взаимодействия.

 

Вопрос: Достаточно ли будет сделать психологическое обследование ребенка (детей) после встречи с отцом, чтобы сделать выводы о позитивном/негативном влиянии встречи?

Ответ: Нет, не достаточно. Поскольку ситуация развода родителей наносит существенный психологический ущерб детям, это повлияет на результаты любого психологического тестирования и даст неточную картину. В данной ситуации для оценки результатов общения необходимо врачебное обследование (если обследование проводит комиссия, в нее должен входить лечащий врач, наблюдающий ребенка в течение длительного периода времени). В раннем возрасте страх, стресс, тревога у детей всегда отражается на их физическом здоровье, что даст объективное понимание ситуации и позволит создать максимально близкие отношения с обоими родителями.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агейко О.В. Особенности переживания детьми ситуации развода // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 89-98.
  2. ________________________________
  3. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996.

Специалист: 

Н.Н.Лысенко

Примеры проведённых экспертиз

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×