Заключение психологической экспертизы папа мама сын

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Заключение психологической экспертизы папа мама сын

                                                                

ЭКСПЕРТИЗЫ: Психиатрическая экспертизаПсихологическая экспертиза,

Заключение специалиста

1. Вводная часть

На основании определения _____________ районного суда _____________ области от ——— г. о назначении судебной психологической экспертизы по гражданскому делу №——— по искам _____________ А.А. и _____________ Е.Н. о месте проживания несовершеннолетних детей по поручению руководителя организации проведены психологические исследования _____________ _____________, 18.02.1986 г. р., _____________ _____________, 03.03.1981 г. р., _____________ _____________, 12.01.2018 г. р., экспертом-психологом АНО «ЦМКИ» Бегуновой Людмилой Анатольевной, имеющей высшее психологическое образование, диплом ФВ № 206370, выданный 12 июня 1990 г. Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова по специальности «Психолог. Преподаватель психологии», степень кандидата юридических наук, диплом КТ № 076473, выданный 19 июля 2002 г. ВНИИ МВД России, квалификацию судебного эксперта-психолога, диплом ПП-II № 002868, выданный 15 июня 2013 г. Калужским государственным университетом им. К. Э. Циолковского, стаж работы по специальности 32 года.
Психологическое исследование _____________ К. А. было проведено ——- года в помещении АНО «ЦМКИ» с 11.30 до 13.00 часов.
Психологическое исследование _____________ _____________. было проведено ——— года в помещении АНО «ЦМКИ» с 11.00 до 15.00 часов.
Психологическое исследование _____________ _____________. было проведено _____________ года в помещении АНО «ЦМКИ» с 11.00 до 15.00 часов.
Во время экспериментально-психологического исследования _____________ К. А., _____________ _____________. и _____________ _____________. проводилась аудиозапись на диктофон мобильного Sаmsung Galaxy S10e. Текст речи подэкспертных представлен по результатам расшифровки аудиограмм.

1.1. Задачи экспериментально-психологического исследования

Определением суда за подписью судьи _____________ на решение судебной психологической экспертизы поставлены вопросы:

  • «определить индивидуально-психологические особенности каждого из родителей и характер их родительского отношения, воспитательных установок и стилей воспитания, а также их соответствия или несоответствие индивидуальным особенностям ребенка _____________ _____________, 12 января 2018 года рождения;»
  • «определить степень эмоциональной привязанности и отношение ребенка _____________ _____________ к каждому из родителей — отцу _____________у _____________ у и матери _____________ _____________, а также к сестре _____________ _____________, 2010 года рождения»[1].

Таким образом, в Определении поставлены задачи судебного психологического исследования _____________ К. А., шести с половиной лет, и его родителей, а не конкретные вопросы, на которые должен дать ответ эксперт-психолог. Согласно правовым нормам ст. 16, 25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 85, 86 ГПК РФ судебное психологическое исследование К. А. _____________, _____________. _____________ и А .А. _____________ проведено в соответствии с задачами поставленными судьей _____________ по следующим сформулированным экспертом-психологом Л. А. Бегуновой вопросам:

  1. Экспериментально-психологическое исследование _____________ _____________, 12.01.2018 г. р.:
  • Каковы индивидуально-психологические особенности _____________ _____________?
  • Каково психологическое отношение _____________ _____________ к матери _____________. _____________?
  • Каково психологическое отношение _____________ _____________ к отцу _____________. _____________у?
  • Каково психологическое отношение _____________ _____________ к сестре _____________. _____________, 09.07.2010 г. р.?
  • Каково субъективное представление _____________ _____________ о составе семьи?
  • Выявляются ли признаки психологического воздействия (индуцирования) у _____________ _____________ со стороны отца _____________. _____________ с целью формирования у сына негативного образа матери _____________. _____________?
  • Выявляются ли признаки психологического воздействия (индуцирования) у _____________ _____________ со стороны матери _____________. _____________ с целью формирования у сына негативного образа отца _____________. _____________?
  1. Экспериментально-психологическое исследование __________________________, 18.02.1986 г. р.:
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности __________________________?
  • Какая система ценностей, родительских установок __________________________?
  • Какое психологическое отношение __________________________ к сыну _____________ _____________у?
  • Какое психологическое отношение __________________________ к дочери _____________ _____________, 09.07.2010 г. р.?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности _____________. _____________ оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития сына _____________ _____________?
  1. Экспериментально-психологическое исследование _____________ _____________, 03.03.1981 г. р.:
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности _____________ _____________?
  • Какая система ценностей, родительских установок _____________ _____________?
  • Какое психологическое отношение _____________ _____________ к сыну _____________ _____________у?
  • Какое психологическое отношение _____________ _____________ к дочери _____________ _____________, 09.07.2010 г. р.?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности _____________. _____________ оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития сына _____________ _____________?

1.2. При проведении исследования были использованы следующие правовые и научно-методические материалы

  1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N73-ФЗ (ред. от 19.12.22). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871/ (дата обращения: 10.08.2024).
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023 г.) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 01.08.2024).
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от ред. от 06.04.2024) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 06.08.2024).
  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
  5. Авдулова Т. П., Аксенова Е.Г., Захарова Т.Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. ВЛАДОС. 2014 г., с. 153
  6. Васильева Н.Л. Элективный мутизм: психоаналитический взгляд на проблему // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 208–225.
  7. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Культуральные особенности образа ролевой структуры в диаде «отец-ребенок» // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. C. 144—162. DOI: https://doi. org/10.17759/sps.2022130210
  8. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1, 2. – М.: Генезис, 2001.
  9. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. С. 83 – 100.
  10. Герасименко Т.С. Экологичный развод: как уберечь ребенка от травмы и выйти из кризиса самому / Татьяна Герасименко. – Ростов н/Д: Феникс 2021. – 235, [1] с. – (Психология).
  11. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. — М.: Смысл, 2012. – 264 с.
  12. Гульдан В. В., Сухотин _____________., Сушкова Е. Ю., Токарева Г. М. Проблемы индуцирования негативного отношения ребенка к одному из родителей в судебных спорах // Вопросы психологии. 2019, № 3, с. 41-50.
  13. Гульдан В. В., Сухотин _____________., Сушкова Е. Ю., Токарева Г. М. Медико-психологическая диагностика индуцирования детей в судебных спорах по гражданским делам // Материалы международной научно-практической конференции и пятого российско-хорватского психиатрического симпозиума. Под общей ред. член-корреспондента РАН, профессора Б.Д. Цыганкова – М., 2019. С. 109 – 113.
  14. Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Практикум по судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов, учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – с. 159-177.
  15. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. — 1989. — N 3. — С. 154-157.
  16. Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 240 с.
  17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие – практикум / А.Г. Лидерс. 2-е изд., испр. и допю – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж; МОДЭК, 2015. – 552 с. – (Серия «Библиотека психолога).
  19. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г. – 39 с.
  20. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010.
  21. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для детей и психологов. – СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2009, — 50 с.
  22. Никольская И. М., Пушина В. В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010. – 223 с.
  23. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во Московского университета, 1984. – с. 221-228.
  24. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм — теста» Рене Жиля». Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.
  25. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия детскому психологу).
  26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С.451-457.
  27. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. С. 125.
  28. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. Методическое пособие. — 263 с.
  29. Симонова М.М., Камнева Е.В. Привязанность как необходимость в защите и безопасности [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 2. С. 22–33. DOI: 10.17759/epps.2024010202
  30. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех)
  31. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28.
  32. Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л., 1984. – 23 с.
  33. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.
  34. Херсонский Б. Г. «Пиктограмма» как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях (методические рекомендации). – Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерова, Ленинград, 1984 г. – 29 с.
  35. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016.Т. 24 № 4 С. 97—125. doi: 10.17759/cpp20162404005
  36. Шаповаленко И.В. Современное родительство: новые исследовательские подходы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 58—67. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110106
  37. Шведовская А.А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22858 (дата обращения: 06.09.2024)
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22858[Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru — 2009. Том 1. № 2009-1]
  38. Шукова Г.В. Особенности социально-психологического пространства молодых специалистов – практических психологов // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.09.2022).
  39. Хоффман Б.Э. Новые открытия, концепции и вопросы в поиске понимания влияния отцов на развитие детей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 17—25. DOI:https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110102
  40. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. Москва & Санкт-Петербург «Фолиум» 1996 г. 45 c.

 

1.3. Обстоятельства дела

Для подготовки и проведения психологической экспертизы АНО «ЦМКИ» было предоставлено гражданское дело № _____________- в двух томах: 1 том на 248 листах, 2 том на 181 листе. Материалы гражданского дела содержат сведения о встречных исках родителей _____________ _____________ 14 лет и _____________ _____________ 6,5 лет о порядке общения и месте проживания детей. Родители детей _____________ _____________и _____________ _____________состояли в браке в течение 14 лет. Супружеские отношения между _____________. _____________ и _____________. _____________ были прекращены в —— г., официально они были разведены _____________- г., но продолжали жить в одном доме по адресу _____________—— до января —- г., когда _____________ _____________. уехала с сыном _____________ на постоянно проживание в _____________—.

Исковое заявление _____________. _____________ от _____________- г. содержит сведения о том, что причинами развода стало устранение _____________. _____________ от воспитания детей, злоупотребление ею спиртными напитками и «разгульный (аморальный) образ жизни». _____________ _____________. утверждает, что бывшая жена увезла _____________ жить в _____________ без согласования с ним. Он уверен, что незнакомая обстановка, смена дошкольного образовательного учреждения наносит серьёзный вред _____________, мальчик насильно лишен общения не только с ним, но и с братом и сестрой, и находится в опасности.

_____________ ________________________________________________________________________________________________________-

В рамках, поставленных перед специалистом вопросов, психологическое исследование _____________ К. А., _____________— г. р., _____________. _____________, _____________—— г. р., _____________. _____________, _____________— г. р., проводилось на основании правовых нормы ГК РФ (ст. 80 и ст. 86) и СК РФ (ст. 24, 57, 65, 66), Федерального Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации», на основании методологии общей психологии, юридической психологии, клинической психологии семьи, возрастной психологии, научно-методических рекомендаций психологического обследования детей, переживающих кризис, связанный с прекращением супружеских отношений и спором по воспитанию детей раздельно проживающими родителями.

Объекты исследования:

  • индивидуально-психологические и личностные особенности _____________ _____________, 6,5 лет, его психическое состояние;
  • индивидуально-психологические и личностные особенности _____________. _____________, её психическое состояние, особенности семейной ситуации, система ценностей, родительских установок и психологическое отношение к сыну _____________у _____________ _____________-;
  • индивидуально-психологические и личностные особенности _____________. _____________, его психическое состояние, особенности семейной ситуации, система ценностей, родительских установок и психологическое отношение к сыну _____________у _____________ _____________-.

Предмет исследования:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей и психического развития, психоэмоционального состояния _____________ _____________, 6,5 лет, его системы ценностей и межличностных отношений в сложившейся семейной ситуации;
  • влияние индивидуально-психологических и личностных особенностей _____________. _____________, предпочитаемых ею воспитательных тактик на психическое и личностное развитие сына;
  • влияние индивидуально-психологических и личностных особенностей _____________. _____________, предпочитаемых им воспитательных тактик на психическое и личностное развитие сына.

 

2. Результаты психологического исследования

2.1. Результаты психологического исследования _____________ _____________

Психологическое обследование _____________, 6,5 лет, проведено как в присутствии материи _____________. _____________, так и наедине с экспертом-психологом.

_____________ на момент исследования постоянно проживает с матерью и ее другом _____________ в _____________-. Перед началом работы с _____________ _____________. _____________ сообщила, что у _____________ есть расстройство речи, ему поставлен диагноз элективный мутизм, _____________ не разговаривает с незнакомыми людьми. Со слов матери, развитие речи _____________ проходило без особенностей, он легко общается с членами семьи, в детском саду жалоб на него никогда не было, задержки психического развития не диагностировали, но педагогами отмечено, что «мальчик контактирует с детьми и взрослыми без слов» (Характеристика от 14.05.2024 г., с. 92 л. Д., т. 2).

_____________ _____________. рассказала, что _____________ всегда был ребенком замкнутым, по характеру он напоминает отца. Переехав в Московскую область, она провела неврологическое и нейропсихологическое обследование сына, выполняет все рекомендации специалистов, надеется подготовить мальчика к школе, решив проблему с речью.

На протяжении всего исследования, как наедине со специалистом, так и в присутствии матери _____________ не сказал ни слова, но эмоциональные реакции мальчика на разговоры взрослых были адекватными, он смеялся в ответ на шутки, ласкался к матери. По причине невозможности _____________ вступать в диалог с незнакомым взрослым ему были предложены задания, не требующие от него вербального ответа. _____________ отлично понимал инструкции, поняв, что его не будут заставлять говорить, он охотно работал с тестами, указывал пальцем ответы на бланках, выполнял рисунки. Эмоциональное напряжение _____________ в ходе исследования семейных отношений возросло, он устал и после окончания исследования уснул.

2.1.1. Методики исследования

Диагностика психологического состояния, индивидуально-психологических черт _____________ _____________, психологического отношения мальчика к родителям, к сестре и брату в рамках поставленным перед экспертом задач проведена с использованием следующих методик:

  1. Блок нейропсихологических методик: узнавание реальных предметов, классификации «4-й лишний» (цветные таблицы), «Цветные геометрические фигуры» (цветные таблицы), аналогии по визуальным стимулам.
  2. Методика диагностики детской тревожности «Выбери нужное лицо» для дошкольников (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
  3. Методика самооценки «Лесенка».
  4. Серия рисунков: «Автопортрет», «Добро и зло», «Я боюсь, не хочу вспоминать», «Красивый рисунок», «Я большой, мне 20 лет и у меня все хорошо», спонтанные рисунки (рисунки мальчики в приложении 1).
  5. Методика для исследования межличностных отношений ребенка «Фильм — тест» Рене Жиля» (стимулы № 1-8, 14-17, 20, 22-24, 26, 28-32, 40-42).
  6. Графическая семейная социограмма.
  7. Цветовой тест отношений.

 

2.1.2. Особенности познавательной сферы. _____________ _____________ понимал инструкции с первого раза, он правильно указал все реалистичные предметы на стимульных карточках. _____________ без ошибок определил цвета, формы и размеры геометрических фигур, правильно указал математические знаки «+», «-» и «=»[1].

_____________ не допустил ошибок, выбирая лишний предмет (методика 4-й лишний»), он без ошибок подобрал (указал пальцем) аналогии по предъявляемым картинкам.

_____________ не допустил ошибок, раскладывая последовательно карточки с сюжетами «девочка с куклой», «мальчик и цапли», «зайчик и утки» [2].

Таким образом, несмотря на проблемы с речью, у _____________ не обнаружено нарушений зрительного восприятия, мальчик понимает речь взрослого и умеет выполнять задания по инструкциям, он умеет выделять обобщающие признаки и находить аналогии.

2.1.3. Особенности эмоциональной сферы и основные черты характера.

По результатам теста детской тревожности «Выбери нужное лицо» индекс тревожности (ИТ) _____________ равен 57,14% (8 баллов), что для детей до семи лет соответствует высокому уровню тревоги, диапазон средних значений от 20 до 50%. Таким образом, мальчик не чувствует себя безопасно с окружающими его людьми, характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми часто имеет негативную эмоциональную окраску. _____________ не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации (таб. 1).

[1] На все вопросы во всех предъявленных тестах Кирилл давал ответы, указывая пальцем на объекты, нарисованные на стимульных карточках.

[2] Источник тестового материала: Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010.

Заключение психологической экспертизы папа мама сын

Полноценный качественный анализ результатов теста недоступен по причине речевого расстройства _____________. Тем не менее анализ типичных для дошкольников житейских ситуаций, которые воспринимались _____________ как эмоционально положительные или отрицательные, раскрывает психологическое содержание эмоционального состояния мальчика.

Такие житейские ситуации как «одевание», «умывание», «еда в одиночестве» не вызывают у _____________ ассоциативных негативных реакций, он хорошо владеет навыками самообслуживания для своего возраста. Данный факт отмечен и в характеристики _____________, данной методистом дошкольного образовательного учреждения, которое посещает мальчик: «_____________ умеет одеваться и раздеваться самостоятельно … соблюдает элементарные правила гигиены, самостоятельно ест»[1].

_____________ понимает мотивы людей, он адекватно реагирует на неприятные, опасные и агрессивные ситуации. Например, мальчик выбрала «печальное» лицо к картинкам с сюжетами модели поведения ребенок — другие дети: «Объект агрессии», «Агрессивное нападение» и «Изоляция». _____________ адекватно оценил ситуацию «Выговор», в которой моделируется взаимодействие отношений ребенок – взрослый.

Проблемы мальчика в отношениях со сверстниками прослеживаются в его восприятии ситуации игры с младшими детьми, но игровая ситуация со старшими детьми воспринимается _____________ положительно. С осторожностью можем предположить, что данный факт отражает дружеские отношения _____________ со старшей сестрой и братом.

_____________ эмоционально положительно воспринял ситуацию, в которой мальчик идет рядом с мамой и младенцем в коляске. Аналогичная ситуация с отцом (п. 9 таб. 1) воспринята _____________ как печальная, что может быть обусловлено как тоской мальчика по общению с отцом, так и ревностью к сестре, которая постоянно живет с отцом, а может и переживанием разлуки с отцом и сестрой вмест_____________апряженные отношение к матери, возможно и отвержение ее требований, можно отметить по негативному выбору _____________ настроения мальчика в сюжете «Собирание игрушек».

Будучи самостоятельным ребенком, _____________ воспринял как негативный сюжет, где мальчик идет спать, а родители смотрят телевизор. Тревога _____________ в восприятии данной ситуации без пояснений мальчика также может быть по-разному истолкована (от чувства игнорирования, что родители заняты своими делами, до отвержения их новых партнеров или страха стать свидетелем ссор родителей). В тоже время сюжет, где мальчик стоит вместе с родителями, воспринят им положительно, показывая сохранную базовую потребность в любви родителей к нему и желание мира между ними.

Таким образом, любовь и эмоциональная привязанность _____________ сохранена к обоим родителям, он любит отца и мать, ему бы хотелось быть вместе с ними. Содержание переживаний, содержание внутреннего конфликта мальчика в отношениях с родителями наиболее вероятно (без комментариев рисунков _____________ невозможно однозначно интерпретировать результат теста) связано со страхом потерять отца, и стремлением помочь матери, чтобы у нее было все хорошо, и, одновременно, бессознательное, интуитивное понимание _____________, что он не в силах изменить отношения между родителями.

Эмоционально неблагополучный внутренний мир _____________ иллюстрирует его рисунок «Автопортрет». Мальчик нарисовал себя в неустойчивой позе, с непропорционально длинными ногами, неравной длиной рук. Портрет выполнен черным карандашом. Лицо плохо прорисовано и окружено контуром волос с избыточной жирной штриховкой, такая же штриховка присутствует при изображении туловища. Вид мальчика на рисунке печальный, напоминает изображение куклы Пьеро. Отсутствие на лице рта выступает прямой проекцией проблем мальчика с речью. Общее впечатление от рисунка _____________ – призыв помощи и желание побега (рис. 1, приложение 1).

Представление о себе в будущем у _____________ менее тревожное, он также изобразил себя «головоногом», но нажим на карандаш на этом рисунке у _____________ умеренный, здесь нет штриховки, лицо _____________ нарисовал схематично, но не забыл нарисовать рот. _____________ подписал по личной инициативе цифру «20». Позитивная направленность на будущее _____________ выступает хорошим ресурсом для нормализации эмоционального состояния мальчика (см. рис. 2 «Я большой, мне 20 лет, у меня все хорошо», приложение 1).

Следует отметить рассогласованность между высокими показателями тестов на исследование мыслительных операций _____________ и регресс его поведения при работе с рисунками, т. к. изображение людей в виде «головонога» является нормой для детей до 4-х лет. Для шестилетнего возраста нормальным выступает детализированное схематическое изображение человека, содержащее все основные детали и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, одежда и т.п.)[2]. Тем не менее, не имея возможности проговорить свои проблемы, работая с рисунками, _____________ через графические изображения приоткрывал содержание своих переживаний.

Исследование самооценки _____________ и его отношение к окружающим было проведено с помощью методики «Лесенка». _____________ была дана инструкция, чтоб он последовательно выбрал ступеньки для себя на лестнице, а также постаралась представить как бы его оценили мама и папа, а также друг мамы дядя Володя, с которым он сейчас живет вместе с матерью, по следующим шкалам: глупые – умные, больные – здоровые, несчастные – счастливые дети.

_____________ по всем 3-м инструкциям дал одинаковые ответы, поставив черточки рядом с верхней ступенькой, на которой находятся самые умные, здоровые и счастливые дети. Таким образом, в первую очередь можно отметить абсолютно недифференцированную самооценку у _____________ как в отношении собственной самооценки, так и в попытке оценить себя с позиции окружающих взрослых. Важное диагностическое значение о закрытости, психологическом неблагополучии, неуверенности в себе, неуверенности в принятии себя со стороны взрослых _____________ отмечается в том, что его ответы (черточки) были нарисованы аккуратно рядом со ступенькой, а не на ступеньке, т. е. _____________ таким образом отстранился от ответов и дал желаемый результат для взрослых (рис. 1-3, приложение 1а).

Тем не менее, _____________ понимает и различает эмоции и мотивы людей, он правильно ответил на вопрос: «Кто из мальчиков разбил окно?» на картинке «Разбитое окно», показав, что понял конфликтную ситуацию. Уточнение моральных компетенций _____________, его представление о «хорошем» и «плохом» проведено с помощью проективной рисуночной методики «Добро и Зло». _____________ нарисовал два смайлика с веселым и сердитым лицом (рис. 3 приложение 1).

Экспериментальное изучение содержания негативных переживаний _____________, установление с какими трудными жизненными ситуациями они связаны проведено с помощью рисунка по заданию «Я боюсь, не хочу вспоминать». Методика предполагает обязательный рассказ ребенка по сюжету рисунка, поэтому в конкретной экспертной ситуации, когда мальчик не может говорить, интерпретация рисунка ограничена только констатацией факта наличия страшного события в жизни _____________. Работа над рисунком усилила эмоциональное напряжение _____________, на глазах у мальчика были слезы, из-за невозможности проговорить, психологически отработать это травмирующее событие в жизни _____________, ему было предложено затем придумать и нарисовать так, что он победил «страшную историю», которую хотел бы забыть. Мальчик на листе внизу от «страшного образа» нарисовал человечка, у которого в руке что-то похожее на нож, а затем _____________ взял чистый лист и нарисовал одного человечка в более типичном образе для детей 6 лет, без штриховок, повторов контуров, с туловищем и улыбающимся лицом (рис. 4 и 5, приложение 1). Отказываясь от интерпретации рисунка, справедливо отметить экспертную гипотезу о том, что это «страшное» событие в жизни _____________ может быть связано с образом матери, т. к. на «чудовище» мальчик нарисовал букву «м» аналогичным способом, как он подписывал кружки «мама» при работе с методикой «Графическая семейная социограмма» (например, рис. 3, приложение 1.б).

Завершая работу, _____________ было предложено нарисовать «Красивый рисунок». Мальчик нарисовал 2 рисунка. Первый рисунок содержит изображение машины, в которой сидит человечек, на этом рисунке _____________ единственный раз использовал цветной карандаш (рис. 6, приложение 1). Второй рисунок содержит изображение дома на колесах с прицепом (рис. 6а, приложение 1). Таким образом, актуальные эмоционально приятные для мальчика ассоциации связаны с темами родного дома, с домом, который перемещается и с человеком, который в машине. Этим человеком может быть отец, который работает водителем, но и мать _____________, у которой тоже есть машина. В любом случае это проекция страха потери ребенком родного дома (дом на колесах) и желание быть всегда на связи с «любимым» домом.

Коммуникативные навыки _____________ осложнены его речевыми проблемами, в кругу сверстников он чувствует себя одиноко. _____________ на картинках методики «Фильм — тест» Рене Жиля» всегда идентифицировал себя с отдельно стоящей, идущей или сидящий фигуркой, которая ни с кем не взаимодействует, он чувствует себя несчастным, непринятым в детском коллективе. _____________ не стремиться участвовать в общих играх с другими детьми, он старается держаться дальше не только от ссор между детьми, но и не участвует в подвижных играх с ними. Примечательно, что, когда на стимулах были при обучающие ситуации, _____________ выбирал для себя человечка, который заинтересованно слушает объяснения взрослого, показав, наряду с замкнутостью, познавательную потребность, мотивацию к получению нового опыта, новых знаний (ст. 20-24, 27-32, приложение 2).

Страницы: 1 2 3 4

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×

Межрегиональный центр экспертизы и оценки.

Мы работаем по всей России. Нам доверяют суды.
Наша деятельность лицензирована.

 

 

Если вы не нашли свой город в списке, напишите нам cmki@mail.ru или ya.cmki@yandex.ru

 

 

 

 

×