2.1.4. Результаты исследования эмоционального отношения _____________ к родителям и сестре.
Учитывая особенности _____________, мальчику были предъявлены только визуальные стимулы социометрической методики «Фильм — тест» Рене Жиля», в которых он мог любо указать, где кто находится на рисунках, либо самостоятельно нарисовать (протокол теста в приложении 2).
_____________ внимательно рассматривал стимулы, он не торопился отвечать, анализировал детали рисунков, а затем ставил крестики, отвечая на вопросы теста. По итогу работы _____________ получено 7 предпочтений мальчиком отца, кода он располагал себя на рисунках ближе к его фигуре (ст. 4, 5, 8, 9, 17, 40,41). Предпочтение _____________ матери получено только по одному стимулу № 3, где родители вдвоем сидят за большим круглым столом, что может быть отражением понимания _____________ реальной семейной ситуации, когда он сейчас всегда с мамой, а отец где-то далеко, а также нежелание причинять матери боль, если он в ее присутствии сядет рядом с папой. В сюжете, где родители рядом и между ними есть место, или родители находятся в одной комнате (ст. 1 и 6), _____________ комфортнее находится между ними, т. е. мальчик продолжает воспринимать родителей как супружескую чету. В аналогичных сюжетах, но с присутствием фигуры сестры, _____________ предпочел быть рядом с сестрой (ст. 2, 15 и 42). На картинке, где нет фигурок родителей, а есть сестра и брат, _____________ выбрал себе место ближе к брату (ст. 16).
Эмоциональная связь между _____________ и отцом, привязанность мальчика к нему иллюстрирует его рисунок на стимул 17, где он должен был самостоятельно изобразить несколько человек на прогулке. _____________ сначала нарисовал фигурку «папа», справа от него себя, а по левую руку от папы немного на отдалении фигурку «мамы». Примечательно, что настроение у героев рисунка позитивное, _____________ хорошо в присутствии родителей, он идентифицирует себя с образом отца, и чувствует эмоциональную отчужденность между родителями, разместив мать на небольшой дистанции от них. Аналогичным образом _____________ выбрал места в кинотеатре: себе рядом с папой, а маме через кресло (ст. 42).
Таким образом, результаты социометрического метода показывают психологическую привязанность _____________ к отцу _____________. _____________у, _____________ не отвергает мать, но чувствует себя в коалиции с папой, понимая эмоциональную отчужденность родителей друг от друга.
Дополнительно в качестве социометрической методики с _____________ был проведен тест «Цветовых отношений» на основе 8-и цветового теста М. Люшера. Ранжирование _____________ стимульных карточек от самого приятного до самого неприятного было проведено трижды, в начале, через 30 минут и в конце обследования (приложение 3).
Результаты ранжирования выявили устойчивые группы предпочитаемых _____________ цветов – жёлтый, синий и зелёный (4, 1 и 2), нейтральных цветов – серый, коричневый красный (0, 6 и 3), отвергаемых цветов – чёрный и фиолетовый (7 и 5).
_____________ выбрал самый для него приятный желтый цвет для себя и брата _____________, а также желтый цвет ассоциируется у мальчика со словами «семья» и «радость», показывая важность для мальчика темы семьи, привязанность его к старшему брату Роме.
Образ сестры _____________ у _____________ ассоциируется с синим цветом, занимающим 2-й ранг предпочтений в его выборах. Синий цвет также у _____________ ассоциируется со словом «справедливость», что может отражать понимание _____________ того, что выбор _____________ жить с отцом, представляется ему справедливым.
Образ отца у _____________ также ассоциируется с группой предпочитаемых им цветов – с зеленым цветом, с этим же цветом _____________ ассоциирует слово «друг», что еще раз подтверждает привязанность мальчика к отцу и важность сохранения контактов с ним.
Маме _____________ выбрал фиолетовый цвет, занимающий последний 8-й ранг в ряду его предпочтений. Фиолетовый цвет выбран _____________ и для слова «игра». Данный выбор, отвергаемого цвета для мамы, вряд ли иллюстрирует нелюбовь мальчика матери, чувства эмоциональной отчужденности матери, а больше может быть ассоциативной реакцией предпочитаемого цвета одежды матерью. Однако в любом случае наблюдается конфликт между чувством любви к матери и психологическими проблемами, связанными с ее образом. Данный факт на фоне истории семейного конфликта, когда именно по инициативе матери он вынужден жить вне родного дома, показывает адекватную кризисную реакцию ребенка на развод родителей.
Проблемы в общении с ровесниками, сложности адаптации в детском коллективе отражает выбор черного, отвергаемого _____________ цвета для стимула «детский сад», с этим же цветом _____________ ассоциирует слово «печаль».
Актуальность для _____________ текущей житейской ситуации иллюстрирует выбор «нейтрального» в его ряду рангов предпочтений «коричневого» цвета для слова «мечта» и для маминого друга. _____________ не позволяет себе открыто высказать свое отношение к текущим событиям, связанных с отношениями матери с другим человеком, и выбирает нейтральный, но ближе к группе отвергаемых серый цвет для слова «любовь».
Таким образом, подтверждена экспертная гипотеза о положительном, близком эмоциональном контакте _____________ с отцом, которого мальчик воспринимает другом для себя. _____________ переживает кризис развода родителей, в ходе которого наблюдаются тенденции отчужденности от матери, которые, в свою очередь, усиливаются проблемами взаимодействия мальчика с ровесниками, особенно в ситуации адаптации в новом коллективе и к новым условиям жизни.
Диагностика статуса К. А. _____________ в системе межличностных семейных отношений, характер его коммуникации, и роль в этих отношениях отца, матери, сестры и брата проведена серией рисунков по методике «Графическая семейная социограмма»
(рис. 1 – 10 приложение 4).
Поочередно _____________ на разных листах в пустых окружностях рисовал в виде кружков членов своей семьи по следующим инструкциям:
- «Моя семья сейчас» (рис. 1),
- «Моя семья, когда родители жили вместе» (рис. 2),
- «Я и мама» (рис. 3),
- «Я и _____________» (рис. 4),
- «Я и _____________» (рис. 5),
- «Я и папа» (рис. 6),
- «Я и мамин друг дядя ——-» (рис. 7),
- «Я дома сейчас, когда нет мамы» (рис. 8),
- «Я дома у папы, когда его нет» (рис. 9),
- «Идеальная семья» (рис. 10).
Критерии, по которым проводилась оценка результатов различных вариантов методики «Семейная социограмма», были, как и в классическом варианте:
- число членов семьи, попавших в площадь круга;
- величина кружков, обозначающих членов семьи;
- расположение кружков относительно друг друга;
- дистанция между ними.
_____________, начав работу над рисунком «Моя семья сейчас», первым изобразил большой круг с сильным нажимом, который подписал «папа», затем на одной линии, но меньше размером нарисовал круг «мама», ниже родителей – большой круг для брата «Р». Сверху от родителей, но чуть ближе к «папе», _____________ нарисовал кружок сестры «С», и самый последний маленький кружок нарисован _____________ для себя («К»). Таким образом, образом на данный момент для мальчика семья это родители, он, брат и сестра. Характер взаимодействия брата _____________ с родителями в представлении _____________ примерно одинаковый, как с матерью, так и с А.А. _____________ом. Кружок _____________ приближен к отцу, и рядом с папой мальчик также нарисовал себя, повторив модель взаимодействия в семье, как и на рисунке стимула 17 теста «Рене-Жиля» (приложение 2), привязанность мальчика к отцу, но расширил семейную коалицию, состоящую из него и папы, присутствием брата и сестры. _____________ прочертил «личные границы» каждого члена семьи. Характер взаимодействия с матерью _____________ представляет через образ отца, с образом которого проходит и процесс идентификации мальчика (рис. 1 приложение 4).
Психологическое неблагополучие семьи до развода родителей, источники психологических травм _____________ представляет рисунок мальчика «Семья, когда родители жили вместе». _____________ все пространство круга заполнил рядами кружков. Закончив работу, он после уточняющего вопроса выбрал самый нижний с левого края круга кружок для папы, чуть выше для себя, затем для мамы, выше кружки для сестры и брата. Таким образом, взаимодействие _____________ с родителями до развода в равной мере проходило с матерью и отцом, отмечается обособленное положение брата, и фактически вытесненная из круга позиция отца. Все члены семьи отмечены _____________ так, что им нет места в доме, поэтому с осторожностью можно предположить, основываясь на материалах дела, что пространство окружности (дома) _____________ заполнил клиентами матери, которые фактически вытесняют его и близких из дома (рис. 2 приложение 4).
Рисунок «Я и мама» показывает доминирующую, с одной стороны, но и не очень уверенную фигуру «мама» над маленьким кружочком «_____________», в большом пространстве круга, отражая понимание _____________ неустойчивости их положения с матерью в текущий период (рис. 3 приложение 4).
Рисунок «Я и _____________» выполнил _____________ уверенно, он нарисовал примерно 2 равных круга немного правее от центра окружности, где он себя поместил чуть ближе к краю, а _____________ ближе к центру, написав сверху большую букву «С», показывая вполне равноправные между ними отношения. Аналогичным образом _____________ нарисовал «Я и брат _____________», но в этом случае он признает старшинство и авторитет брата, круг для которого _____________ нарисовал примерно в 3 раза большего размера, чем себе (рис. 4 и 5 приложение 4).
Рисунок «Я и папа» в сравнении с рисунком, где _____________ с мамой вдвоем, выглядит более благополучным. Мальчик нарисовал большой круг для отца и рядом меньшего размера круг для себя. Оба круга на рисунке намного крупнее, чем на рисунке «Я и мама». Таким образом рисунок иллюстрируется более комфортное ощущения мальчика рядом с отцом, в его пространстве, чем когда он вдвоем с матерью (рис. 3 и 6 приложение 4).
Каких-либо негативных, конфликтных отношений между _____________ и другом матери на рисунке, где мальчик нарисовал себя с дядей _____________ вдвоем, не наблюдается. Мальчик не отвергает, не пытается вытеснить его из своего пространства. Однако отсутствие близких отношений с новыми членами семьи, эмоциональной привязанности или просто чувства поддержки или опоры от них _____________ не ощущает. Мальчик чувствует себя одиноким, ему не на кого положиться, когда в «новом доме» он оказывается один без мамы. При моделировании ситуации «Дома у папы, когда его нет» _____________ отлично себя ощущает рядом с мамой, т. е. он отвергает факт, что родители больше вместе не живут, мама живет в другом месте и продолжает мечтать о семье до развода. Данную интерпретацию подтвердил рисунок _____________ «Идеальная семья. Семья, когда тебе лучше всего». Мальчик последовательно нарисовал примерно равные по размеру 3 круга «мама», «папа» и «Я». Важно обратить внимание, что на этом рисунке _____________ себе отвел место опять ближе к папе, подчеркнув важность фигуры отца в своем внутреннем мире и эмоциональную близость с ним (рис. 7 — 10 приложение 4).
Установить признаки формирования «синдрома отчуждения»[3] _____________ отца со стороны матери не удалось, однако симптомы нарушения речи, добровольный отказ _____________ от общения с людьми вне семейного круга может быть результатом попыток психологического воздействия на мальчика со стороны _____________. _____________ с целью формирования у него отказа общаться с отцом _____________. _____________ом.
2.1.4 Заключение
Результаты психологического исследования _____________ _____________, 12.01.2018 г. р., показали, что при наличии расстройства речи, у _____________ высокий уровень развития познавательных процессов, у мальчика сформирован интерес к получению новой информации, к обучению.
_____________ _____________ адекватно понимает мотивы и эмоциональные состояния других людей, имеет представление о «должном», о «добре» и «зле». Эмоциональная сфера _____________ на момент исследования неблагополучная, _____________ трудно адаптируется при взаимодействии с окружающими, уровень тревожности _____________ высокий, он растет ребенком замкнутым, отчужденным от совместной деятельности с ровесниками, в детских коллективах он чувствует себя одиноким.
Психологическое содержание негативных эмоций _____________, травмирующих его событий связано с образом матери. _____________ продолжает остро переживать развод родителей, он травмирован и дезадаптирован переездом с матерью на новое место жительство.
Состав семьи _____________ представляет себе таким же, как и до развода родителей: мать, отец, сестра и брат. —— пережил опыт неблагополучных, конфликтных родительских отношений до развода, но идеальную семью он себе представляет также, как когда все жили вместе. Он отрицает, не хочет принимать факт развода родителей. _____________ продолжает воспринимать родителей как супружескую чету.
Базовая потребность любви матери и отца у _____________ сохранна. Мальчик сильно привязан к отцу и тяжело переживает разлуку с ним. Отношение _____________ к матери амбивалентное, он любит мать, но, не понимая причин развода родителей, наивно готов брать вину за их развод либо на себя, либо винит в нем мать. Такое отношение к матери усугубляется дефицитом общения с отцом и негативными высказываниями матери в адрес отца.
2.2. Результаты психологического исследования
_____________
_____________ _____________. во время обследования старалась держаться доброжелательно, на контакт она шла охотно и демонстрировала лояльное отношение к обследованию. _____________. _____________ рассказала, что текущую экспертизу считает избыточной, т. к. первое аналогичное исследование дало ответы на все вопросы, она не сомневается, что поступила правильно, решившись на развод и переехав с сыном к своему другу _____________ в _____________-. _____________. _____________ подробно рассказала историю семейного конфликта, она не стеснялась и открыто высказывалась негативно в адрес бывшего мужа, не обращая внимания на присутствие сына и его реакции на ее слова. _____________. _____________ назвала отца мальчика: «_____________», тут же добавив, что лучше бы деньги, потраченные на экспертизу, он отдал ребенку. Познакомилась _____________. _____________ с бывшем мужем в кафе, куда ее пригласила подружка, она на тот момент жила вдвоем с сыном _____________ном от первого брака («… он сидел, мне не понравился, потом начал молча, тихонечко ухаживать. У меня был уже мальчик, _____________ … __________________________________________________________________________________________________________________________________—
Текущую жизнь _____________. _____________ представляла неохотно, она старалась умолчать о мужчине, с которым в настоящее время живет, о том давно ли они знакомы, как он относится к _____________ и ее старшим детям: «Мы живем в _____________, _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________—
В рамках, поставленных перед экспертом задач, для диагностики индивидуально-психологических особенностей и анализа детско-родительских отношений _____________. _____________ с сыном _____________ —- _____________ом были использованы следующие методы и методики:
- Комплекс нейропсихологических методик исследования зрительного восприятия и вербально-логического мышления: исключение понятий (вербальный вариант), поиск простых аналогий, объяснение метафор и пословиц; восприятие и узнавание контуров «зашумленных», «наложенных» и «незавершенных» предметов.
- Метод «Пиктограммы».
- Личностный опросник Г. Шмишека.
- Опросник «Способы совладающего поведения Р. Лазураса».
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
- Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
- Рисованный апперцептивный тест (РАТ).
- Методика «Незавершенные предложения» (Saks – Sidney).
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» для родителей мальчиков 3-10 лет.
- Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации».
- Методика «Графическая семейная социограмма».
- Методика «Родительское сочинение» в форме «незавершенные предложения».
- Метод наблюдения.
Работа с тестовыми материалами _____________. _____________ воспринята как серьезное испытание, она не смогла скрыть, что опасается за итог исследования, у нее не получится представить себя исключительно в социально одобряемом свете. Инструкции она не всегда понимала с первого раза, не стеснялась переспрашивать, на замечания, просьбы подумать могут ли быть еще какие-нибудь варианты реагировала адекватно.
2.2.1. Исследование познавательных процессов _____________. _____________ проведено комплексом нейропсихологических методик по окончании ее работы с опросниками. Работая с тестами, _____________. _____________ боялась, что она ошибется, покажет «невысокий» интеллект, постоянно ссылалась на то, что это усталости после работы с тестами. Сталкиваясь с затруднениями, она начинала проговаривать тексты заданий и пытаться угадать ответ, поочередно перебирая варианты.
_____________ _____________. не допустила ошибки в тестах на зрительное восприятие, она правильно назвала наложенные контуры предметов и зашумленные предметы. Она сумела узнать и правильно назвать незавершенные контуры предметов (ошиблась только со стимулом «ключ»). Задания, выполнение которых требует более сложных мыслительных процессов, вызвали у _____________ _____________. сложности. Результат теста «Исключение понятий» (вербальный вариант) – 14 баллов. Она поняла логику теста, но концентрация внимания была невысокая, _____________ _____________. могла неправильно прочитать слово (например, ст. 14 «молоток», прочитала как «молоко»). Не зная ответа, она начинала перебирать все варианты, ожидая подсказки. Сохранность критической оценки своих действий у Е.Н. _____________ можно наблюдать в том, что она дважды самостоятельно заметила ошибку и исправила ответы «Порфирий» на «Иванов» и «муравейник» на «курятник».
Невысокая способность к обобщению _____________. _____________ выявлена по результатам ее работы на поиск простых аналогий. Повторение инструкции потребовалось даже на самых первых заданиях, из 15 задач одной стимульной карточки _____________. _____________ без ошибок с первого раза сделала только 3: свинец – тяжелый и пух – легкий, волк – пасть и птица – клюв, растение – семя и птица – яйцо. Она отвечала по прямым ассоциативным связям, забывая о подборе аналогии (например, толстый – тонкий и безобразный – урод, коньки – зима и лодка — весло), только после повторов инструкции, дополнительного прочтения примера аналогии, _____________. _____________ удавалось находить верный ответ. Мыслительный процесс ее шел по принципу перебора вариантов, не рефлексируя почему она делает неправильный выбор. Таким образом, можно отметить быструю утомляемость _____________. _____________, ее наглядно-образное и конкретное мышление.
_____________ _____________. адекватно понимает переносный смысл пословиц и метафор. Ответы _____________ _____________. были по существу, для объяснений она использовала пословицы и метафоры аналогичного смысла, например: «Дырявая голова» — «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Ответы _____________. _____________ были эмоционально окрашены, и лично значимы для нее (например, «Куй железо, пока горячо» — «… так, если в семье уже остыли все чувства … так и железо, куй пока что-то можно сделать»). Наиболее эмоционально значимой для нее оказалась пословица «Лес рубят, щепки летят», которую она ассоциировала напрямую с разводной ситуацией. Ассоциации ее были в большинстве случаев адекватными и продуктивными. _____________. _____________ не смогла только правильно объяснить метафору «Лезть в бутылку», дав конкретное объяснение, отрицая факт агрессии (таб. 2).
Таблица 2
Исследование опосредованной и долговременной памяти, анализа характерных ассоциаций _____________ _____________., а также влияние личностных особенностей на когнитивные процессы проведено методом «Пиктограммы». _____________ было предъявлено 15 стимулов, воспроизведение проведено 3 раза: сразу после окончания работы, через 30 минут после первого повтора и в конце исследования через 2 часа после первого предъявления стимулов. Шоковых реакций на стимулы не было, но _____________ _____________. пыталась отказаться от рисунков, ссылаясь на утомление, инструкцию ей пришлось повторить несколько раз: «Сделать рисунок, чтобы потом вспомнить, какое было слово». _____________ _____________., усвоив инструкцию, работала быстро, время исполнения рисунков — от 6 до 41 сек. (среднее время на рисунок – 29 сек.). Рисунки _____________ _____________. упорядочены в строчку и имеют небольшой размер от 2 до 4 см, рисунки выполнены со слабым нажимом, неуверенными и нечеткими линиями, с 9-го стимула в рисунках появилась жирная штриховка. _____________ _____________. на стимул «Обман» нарисовала смайлик и сохранила этот тип рисунка при работе с последующими четырьмя стимулами. Таким образом, наблюдается стереотипия в работе, которую можно было бы считать нормальной при условии продуктивности запоминания _____________. _____________. В данном случае отмечается неуверенность _____________ _____________., ее неустойчивая самооценка, сниженное настроение, эмоциональное напряжение, в совокупности оказывающие деструктивное влияние на продуктивность мышления и памяти. Продуктивность опосредованного запоминания _____________ _____________. ниже среднего[1]: 1-й повтор — 63,3% (9,5 баллов[2] – 0,5 балла получено за воспроизведение стимула «обман» как «вранье»), 2-й повтор – 53,3% (8 баллов), 3-й повтор – 60% (9 баллов). Способность к обобщению, к абстрактному мышлению у _____________ _____________. невысокая, она лучше запомнила стимулы, для которых нарисовала конкретные и стандартные рисунки (ст. 1-4 и 6-7 таб. 1, приложение 5).
Качественный анализ рисунков и воспроизведения стимулов _____________ _____________. показывает важность для нее детей, например, на стимул «счастье» она нарисовала три детских рожицы, и хорошо запомнила, что это слово счастье. Следующий стимул «разлука», для которого она выбрала стандартный атрибутивный образ «разбитое сердце», оказался для нее настолько эмоционально сильным, актуализировав страхи остаться без детей, в том числе, в результате судебных решений, что сказалось негативно на продуктивности ее последующей работы с рисунками. Продолжая работу, _____________ _____________., нарисовала 4 стереотипных рисунка (смайлики), сумев правильно воспроизвести только 2 раза стимул «справедливость» (рис. 1, таб. 1, приложение 5).
Таким образом, в ходе исследования познавательной деятельности _____________ _____________. отмечается деструктивное влияние эмоционального состояния на ее способность воспринимать и анализировать информацию, снижение памяти и способность к обобщению. Тем не менее _____________ _____________. понимает абстракции и способна устанавливать причинно-следственные связи. Мышление у нее практичное, наглядно-образное, она мыслит конкретными категориями.
2.2.2. Особенности эмоциональной сферы и основные черты характера. Результаты опросника Г. Шмишека выявили установочное отношение _____________ _____________. к исследованию на то, чтобы показать себя страдающей стороной конфликта в споре по воспитанию детей с бывшем мужем. Сочетание низких показателей по шкалам возбудимости и педантичности иллюстрируют желание _____________ _____________. представить себя человеком пассивным с устойчивым настроением, хладнокровным, адекватно реагирующим на критические замечания и непомнящим зла и обид. Резкое снижение по шкалам педантичности и возбудимости может быть результатом проявления механизма личностной защиты на сокрытие таких черт характера как неуживчивость, склонность к конфликтам по незначительным поводам, подверженность невротическим срывам, деспотичность и вспышки гнева. Данные личностные особенности _____________ _____________. иллюстрирует ее рассказ об отношениях с бывшем мужем, когда она в присутствии сына открыто негативно рассказывала о его отце, и из показаний дочери _____________ _____________ в судебном заседании о допустимости матерью гневных реакций (с. 229, л.д. 2 ). Тем не менее средние значения по другим шкалам дают основание полагать, что вне приступов возбудимости _____________ _____________. человек добросовестный, аккуратный и она любит детей (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность черт характера _____________. _____________ (результаты опросника Г. Шмишека)
Исследования поведенческих стратегий _____________. _____________ в конфликтных ситуациях показали, что она выбирает различные способы преодоления трудностей, предпочитая стратегию «положительная переоценка». _____________ _____________. наиболее часто проблемы рассматривает в качестве стимулов для личностного роста и может отрицать или не до оценить реальную опасность сложной жизненной ситуации для себя и окружающих. Вторым в рейтинге ее поведенческих проблем решения конфликта выступает стратегия на избегание, т. е. отрицание реальной опасности, что позволяет ей быстро снять стрессовое состояние, но с другой стороны, увеличивает опасность кумулятивных аффективных реакций (накапливает раздражение), и в итоге выплеснуться гневным поведенческим реакциям. Наименее типичные для _____________. _____________ стратегии поведения это «дистанцирование», «планирование решения проблемы» и «принятия ответственности». Невысокий показатель по шкале «дистанцирования» выступает ресурсом для _____________. _____________ в возможности реальной оценки проблемной ситуации. Показатели в пределах средних значение шкал «планирование решения проблемы» и «принятия ответственности» также положительно влияют на сохранение ее адаптивного поведения и способности понимать _____________. _____________ своей роли в конфликтной ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Предпочитаемые способы совладающего поведения _____________ _____________. (опросник Р. Лазаруса»
Наличие личностных ресурсов _____________ _____________., возможность принимать на себя ответственность и ее оптимизм иллюстрируют высокие показатели по всем шкалам опросника «Смысла жизненных ориентаций» (рис. 3).
Рис. 3. Результаты _____________ _____________. опросника «Смысл жизненных ситуаций»