Пример медицинской экспертизы: Местоположение Водитель или пассажир № 2

Пример медицинской экспертизы: Местоположение Водитель или пассажир № 2

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример медицинской экспертизы: Местоположение Водитель или пассажир № 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

06 декабря  2010 г  — Москва 

 На основании заявления адвоката Ставропольской КА ________ от 29 ноября 2010 г., ведущим специалистом АНО «Центра медико-криминалистических исследований» в области судебно-медицинской экспертизы, заслуженным врачом РФ  Гедыгушевым И.А., имеющим высшее медицинское образование, специальную подготовку в области судебно-медицинской экспертизы, ученую степень доктора медицинских наук и высшую квалификационную категорию по специальности – судебная медицина, экспертный стаж  35 лет, изучены материалы по факту ДТП от 02.08.2009 г.

На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы

1.  Установить местоположение пострадавших лиц в салоне автомобиля «BMW» в момент дорожно-транспортного происшествия.

Исследование

I. В представленном заключении судебной автотехнической экспертизы №113/2 от 28.05.2010 г. указано, что опрокидывание а/м после удара о заградительный столб, происходило неоднократно, что обозначено на схематическом плане ДТП множеством «мест ударов о землю» -(7 точек) за пределами проезжей части. А/м обнаружен в положении колесами кверху на удалении 32-34 м от дороги, труп – в 30 м от автомобиля в восточном направлении. «…Анализ представленных исходных данных: ширина, форма участка автодороги «Светлоград-Арзгир», на участке ДТП, направление движения автомобиля БМВ-520 до его опрокидывания, форма, размеры, локализация повреждений данного автомобиля, образовавшихся в результате контакта с заградительным столбом и последующим опрокидыванием – все это в своей совокупности указывает на следующее: — установить характер и траекторию движения автомобиля БМВ-520 р/з ________, до его столкновения со столбом и последующим опрокидыванием, не представляется возможным, поскольку зафиксированные на месте ДТП следы его колес, не привязаны, их форма, характер, размеры, расстояние между ними, не отмечены и не сфотографированы; — установить механизм исследуемого ДТП и последовательность образования повреждений на автомобиле БМВ -520 также не представляется возможным по следующим причинам: — отсутствие автомобиля БМВ-520 как объекта исследования, по повреждениям которого возможно было установить механизм ДТП. Предоставленные изображения повреждений данного транспортного средства не информативны, многие части и детали кузова не сфотографированы, остальные части кузова запечатлены лишь общим их видом, без детализации поврежденных участков; — в протоколе осмотра места ДТП и схеме к нему нет описания повреждений заградительного столба, или их фотографий, отсутствует его привязка к краю автодороги. Многие отделившиеся части и детали кузова автомобиля БМВ-520 (передние колеса, радиатор и т.д.) вообще не зафиксированы в протоколе и на схеме. Т.е. на основании сведений, имеющихся в настоящих материалах проверки установить характер и траекторию движения автомобиля БМВ-520 р/з ________ до его столкновения со столбом и последующим опрокидыванием, механизм исследуемого ДТП и последовательность образования повреждений на автомобиле БМВ-520 не представляется возможным…»

II. Согласно Акту исследования трупа ________ (№145): «…При исследовании трупа гр-на ________, 1971 г.р. обнаружены следующие телесные повреждения в виде тупой сочетанной травмы тела (головы, груди, живота. конечностей): закрытая черепно-мозговая травма, ссадины и кровоподтек лобно-височной области головы, справа, ушиб головного мозга, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку, в ткань обоих полушарий головного мозга и мозжечка, в мягкие ткани лобно-височной области головы, справа; множественные ссадины правой половины лица; закрытый перелом грудинного конца левой ключицы; кровоизлияния в переднее средостение, в ткань и корни обоих легких; разрывы ткани правой доли печени и селезенки, кровоизлияния в брюшную полость (40,0 мл крови), в область верхних полюсов обеих почек и правого надпочечника; закрытые задние вывихи обоих коленных суставов с повреждением связочного аппарата; ушиблено-рваные раны передней поверхности нижней трети правого плеча; множественные кровоподтеки и ссадины передней поверхности груди, живота, верхних и нижних конечностей; которые образовались от воздействия твердых тупых предметов, прижизненно (наличие кровоизлияний в области повреждений), в быстрой последовательности, друг за другом, что могло иметь место 02.08.2009 г., при обстоятельствах, изложенных в постановлении. Перечисленные в данном пункте выводов повреждения относятся к медицинским критериям квалифицирующих признаков ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ (п.п.6.1.3, 6.1.6.) и находятся в прямой причинной связи со смертью гр-на ________, 1977 г.р.

Локализация телесных повреждений (область головы, груди, живота, конечностей), механизм образования (ударное и ударно-сдавливающее воздействия) отсутствие признаков переезда, указывают на образование повреждений внутри салона автомобиля, где местом первоначального ударного воздействия явилась передняя поверхность груди, после чего имело место соударения тела о выступающие части салона автомобиля в момент опрокидывания и выбрасывания тела пострадавшего из салона автомобиля, со скольжением тела о поверхность грунта.

Учитывая локализацию повреждений на груди слева, наличие повреждений коленных суставов, разрывов печени и селезенки, кровоподтеков и ссадин на правой кисти и левого лучезапястного сустава, которые являются характерными повреждениями для водителя при дорожно-транспортном происшествии; считаю. что в момент дорожно-транспортного происшествия гр-н ________,1077 г.р., с большей долей вероятности находился на месте водителя, за рулевым управлением легкового автомобиля.

Причиной смерти ________, 1977 г.р., явились тяжкие повреждения головы, сопровождавшиеся кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку, в вещество и в желудочки головного мозга, что обусловило нарушение, а затем и прекращение функции центральной нервной системы, остановку сердечной деятельности и дыхания…»

III. Акт исследования (№285) составлен по мед. документам на ________ и содержит следующие выводы: «…Анализ записей представленной медицинской документации, с учетом осмотра гр-на ________ в палате №2, показал, что гр-н ________, 21.12.1977 г.р., 31 года, получил следующие телесные повреждения: тупая сочетанная травма тела: закрытый перелом тела 6 шейного позвонка, закрытая черепно-мозговая травма позвоночника, сотрясение головного и спинного мозга, закрытый перелом правой лопатки, закрытый перелом 6,7 ребер справа по лопаточной линии, разрывы лонного сочленения и левого крестцово-подвздошного сочленения таза, множественные кровоподтеки и ссадины тела, травматический шок 2-й степени, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов или при соударении о таковые, в быстрой последовательности друг за другом, что могло иметь место в срок (02.08.2009 года) при обстоятельствах, изложенных в постановлении.

Вышеописанные телесные повреждения по квалифицирующему признаку вреда здоровья, опасному для жизни человека, создающие непосредственную угрозу для жизни (п.6.1.6) причинили ТЯЖКИЙ ВРЕД здоровью гр-ну________

Локализация телесных повреждений (область шеи, грудной клетки справа, таза и конечностей) механизм их образования (ударное и ударно-сдавливающее воздействие),отсутствие признаков переезда указывают на образование повреждений в результате травмы внутри салона автомобиля, где местом первоначального ударного воздействия явилась правая поверхность груди и таза, после чего имело место выбрасывание тела пострадавшего скольжением и вращением его тела вокруг продольной оси тела, на что указывают множественные ссадины и кровоподтеки на передней и задней поверхности тела.

Учитывая локализацию повреждений на правой половине грудной клетки и также отсутствие характерных повреждений для водителя при дорожно-транспортном происшествии (в области грудины, кистей рук, передних поверхностей коленных суставов), считаю, что в момент ДТП гр-н ________ с большей долей вероятности находился на месте пассажира справа от водителя, возможно как на переднем так и на заднем сидениях.

Исключается возможность причинения вышеописанных телесных повреждений в результате падения гр-на ________ с высоты собственного роста…»

IV. Изложенная выше судебно-медицинская информация анализируется с позиций установленных экспертной практикой и научными исследованиями закономерностей травмирования лиц в салоне автомобиля при различных условиях ДТП – в т.ч. при столкновении с неподвижной преградой и его опрокидывании, что сопровождается резким снижением скорости движения и приводит к инерционным смещениям водителя и пассажира вперед и вверх с соударением различными частями тела о внутренние детали салона (ветровое стекло, его раму, др.выступающие детали – приборную панель, рулевое колесо и пр.). В механизме формирования повреждений внутри автомобиля основным фактором является удар, а также – сдавление смещенными деформированными деталями салона, сотрясение, чрезмерное сгибание или переразгибание частей тела. Это определяет объем, характер, локализацию и количество причиняемых повреждений, которые имеют определенные отличия в зависимости от местонахождения лица внутри автомобиля, направления сил инерции при перемещении в салоне и за его пределами ( при выбрасывании тела с его последующим падением на грунт или дорожное покрытие. При этом существенное влияние на тяжесть повреждений оказывают пассивные и активные средства безопасности (ремни, подголовники, подушки).

V. Поскольку в представленных материалах отсутствуют конкретные сведения о характере деформации транспортного средства и не установлена точная локализация удара о преграду, необходимо провести сравнительный анализ всех вариантов фронтального столкновения.

В зависимости от локализации повреждений кузова передней части автомобиля были выделены З вида фронтального столкновения. Воздействие внешней преграды на переднюю часть автомобиля в направлении спереди назад с образованием деформации передней центральной части кузова или равномерно всей передней части (рисунок 2) свидетельствует о фронтальном центральном столкновении (ФЦС).

Фронтальное левое столкновение (ФЛС) характеризуется воздействием внешней преграды на переднюю левую часть автомобиля в направлении спереди назад и слева направо. Вследствие этого возникают разрушения передне-левой части кузова автомобиля (рисунок 3 а). При фронтальном правом столкновении (ФПС) внешняя преграда воздействует на переднюю правую часть автомобиля в направлении спереди назад и справа налево. При этом основное разрушение кузова автомобиля приходится на его передне-правую часть (рисунок 3 б).

Каждый из указанных видов столкновения автомобиля предопределяет направление перемещения пострадавшего в салоне за счет силы инерции. Так при ФЦС тело водителя и пассажира перемещается в основном сзади наперед; при ФЛС — сзади наперед и справа налево, при ФПС — сзади наперед и слева направо. Наибольшее количество повреждений получает человек, сидящий в салоне со стороны удара.

VI. Научные критерии установления водителя и пассажира основаны на наиболее характерных сочетаниях повреждений конечностей, получаемых на конкретном месте салона, которые могут быть представлены в виде следующих диагностических таблиц

Указанные диагностические признаки могут использоваться лишь частично, т.к. для выявления их полного комплекса необходимо применить специальные исследования и методики, которые в данном случае не проведены. Кроме телесных повреждений, механизм которых зависит от положения человека на конкретном месте в автомобиле в данном случае и ________ и ________ получили тяжелые сочетанные травмы головы, туловища и конечностей, связанные с многократной инерционной травматизацией, объем которой характеризуется следующими, экспериментально установленными параметрами: сила соударения нефиксированного тела с частями салона автомашины при столкновении с фиксированной преградой при скорости 75 км/час достигает 4000 кгс, а масса органов от перегрузки «возрастает» до 20 раз. (в исследуемом случае необходимо учесть также и фактор многократности травмирования при множественных опрокидываниях транспортного средства).

Возможности детальной экспертной реконструкции всех этапов и фаз травмирования указанных лиц зависят от наличия и характера следов соударения с деталями салона, включая объекты биологического происхождения (кровь, волосы и пр.), повреждения и инородные частицы на предметах одежды. Указанная информация в представленных материалах отсутствует и восполнена быть не может, что явилось существенным препятствием для категоричного вывода по решаемой задаче, в том числе – в рамках проведенных автотехнических и судебно-медицинских исследований.

Вывод

1. Анализ и сравнительная оценка судебно-медицинских данных, изложенных в п.п. 4,5,6 позволяет прийти к заключению о том, что в момент дорожно-транспортного происшествия с а/м марки «BMW -520» ________ находился на месте водителя, а ________  на месте пассажира (вероятнее – переднего сидения).

Литературные источники информации

  1. В.В.Колкутин, Ю.И. Соседко. Суд.мед.экспертиза повреждений у живых лиц. Юрлитинформ, М.2002.
  2. Г.Б.Дерягин. Транспортная травма. Архангельск,1997.
  3. Ю.А.Молин. Судебно-медицинская оценка силы тупой травмы, вызывающей механические повреждения.СПб,2003.
  4. А.С.Новиков.Дисс.на соиск. уч.степени к.м.н. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира переднего сидения при фронтальных столкновениях автомобиля. М.2010.

 

  • Ведущий специалист АНО «ЦМКИ» эксперт высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор И.А.Гедыгушев

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×