Пример психолого — психиатрической экспертизы

Пример психолого — психиатрической экспертизы

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример психолого — психиатрической экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№_____________                                                            03 ноября 2009 г.

На основании письменного заявления от 29 октября 2009 г. гражданки_____________, специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Л. А. Бегуновой., имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 19 лет, кандидата юридических наук, проведено комплексное психологическое обследование Заказчика_____________.

Обследование_____________ было проведено 29 октября 2009 года в присутствии ее дочери Златы и друга Михаила в помещении «Центра медико-психологических исследований» с 18.45 до 22.45 часов.

НА РАЗРЕШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПОСТАВЛЕН СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС:

Имеются ли (выражены ли) у обследуемой, у Заказчика, Л. И. Бочковской, психопатологические черты характера, признаки нарушения мышления, по которым можно сделать предположение о вероятности развития у нее психического заболевания («Все в порядке с головой»)?

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

_____________, 47 лет, родом с Украины, окончила киевский медицинский институт. В настоящее время постоянно проживает в Смоленской области. Замужем, имеет дочь 25 лет. Профессиональная деятельность связана с работой по специальности, работает ортопедом, занимается целительством, также связана с вопросами парапсихологии. Подчеркнула, что имеет обширную практику, как на территории России, так и за рубежом.

_____________сообщила специалисту, что она в настоящее время находится в серьезных конфликтных отношениях с мужем. Конфликт вызван тем, что на ее решение родить второго ребенка, она получила сильную негативную реакцию, полное непонимание мужа по этому вопросу. С целью доказать мужу, что она находится «в здравом уме», решила пройти психологическое обследование.

Уточнила перед обследованием, что ее муж, не работает, является инвалидом 1-й группы по заболеванию болезни Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит). Данным заболеванием муж страдает 1989 г., лечение мужа она проводит самостоятельно. С ее слов, в настоящее время со стороны состояния здоровья ее и ее мужа никаких серьезных помех для рождения второго ребенка нет. Факт наличия беременности на момент тестирования отрицала.

Материальное обеспечение семьи полностью зависит от практической деятельности обследуемой. Сообщила, что вполне сможет первые полгода после рождения ребенка, оставить или значительно сократить практику без какого-либо материального ущерба для семьи.

Для решения поставленной задачи обследование_____________проводилось по следующим методикам:

  1. Метод цветовых выборов, модифицированный цветовой тест Люшера. Тест цветовых отношений на основе теста Люшера (ЦТО) в модификации Л. Н. Собчик.
  2. Тест «Несуществующее животное».
  3. Тест общие интеллектуальные способности «Краткий отборочный тест» (КОТ).
  4. Тест «Пиктограмма» как метод исследования памяти, мышления и личностных особенностей.
  5. Ассоциативный тест по самоидентификации.
  6. Стандартизированный многофакторый метод исследования личности (СМИЛ-ММРI) в адаптации Л. Н. Собчик.

На протяжении всего обследования использовался метод наблюдения и специального интервью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Инструкцию к психологическим тестам выполняла хорошо, была заинтересована в положительном результате тестирования, но к выполнению некоторых заданий отнеслась поверхностно, самоуверенно. На вопросы не всегда отвечала откровенно, старалась представить себя в выгодном, общепринятом свете, максимально продемонстрировать строго соблюдение социальных норм. Пыталась отрицать наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку: способность хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации.

Уровень и особенности интеллекта. Общий уровень интеллектуальных способностей ниже среднего общеобразовательного и возрастного уровня (13 баллов по методике «Краткий отборочный тест», норма среднего показателя для женщин старше 35 лет с высшим образованием от 20 до 24 баллов). Тест выполняла одним из первых, инструкцию, примеры просматривать не стала, к заданию приступила сразу после краткого объяснения специалиста. Несмотря на общий низкий балл по данной методике, общий уровень обобщения не снижен. Задания выполняла аккуратно, ошибки замечала и верно исправляла.

По методике «Пиктограмма» случаев нарушений памяти не выявлено. Для запоминания было предложено 12 стимулов: веселый праздник, надежда, скука, вражда, ядовитый вопрос, смелы поступок, моя профессия, мальчик-трус, сомнение, глухая старуха, страх, голодный ребенок.

Ассоциации были адекватные. Стимулы на воспроизведение повторялись 3 раза: сразу после рисования, через 30 минут, через 2 часа. Ошибок в воспроизведении значений нарисованных слов, понятий не было. Допустила только несколько небольших неточностей: «веселый праздник» повторила как «счастливый праздник», «глухая старуха» – «глухая бабушка», «смелый поступок» — «смелость, мужество». Для запоминания понятий использовала стандартные, общеприняты символы: «сомнение» — «вопросительный знак», «надежда» — «сердце», «моя профессия» — «медицинский знак».

Рисунки для запоминания слов, понятий в основном (10 из 12 стимулов) носили конкретный характер. Ассоциации для запоминания подбирала очень быстро. Нестандартный оригинальный способ запоминания был один: «скука» — «замок», пояснила, что «это когда сидишь взаперти, нет возможности никуда выйти».

Мышление в основном интуитивное, преобладает наглядно-образный тип восприятия. Темп мыслительный процессов не снижен.

Достаточно внушаема, склонна к подражанию, но данные качества проявляет только по отношению тех лиц, которые пользуются у нее безоговорочным авторитетом.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Вне стрессовых ситуаций преобладает активная жизненная позиция, оптимистична. Эмоции проявляет своеобразно, ярко, склонна к перепадам настроения, экспансивна в высказываниях. Контроль интеллекта над эмоциями не всегда играет ведущую роль.

Преобладает позитивная самооценка, склонна отрицать, недооценивать трудности. Активна, нетерпелива. Мотивы поведения преобладают прагматичные, основаны на личной убежденности и на личном видении проблем, которые далеко не всегда могут совпадать с общепринятыми мнениями. Заметно выражено стремление идти на поводу у собственных желаний, потворствовать своим слабостям. Субъективно почти всегда остается уверенной в своей правоте и настойчиво отстаивает свои позиции.

При внешней активности, стеничности, к стрессам, конфликтам очень чувствительна. За проявлениями нарочитого жизнелюбия, уверенностью в себе, скрывается серьезное, болезненное переживание своих страхов и неудач. Впрочем, последние (страхи и неудачи) подсознательно вытесняет, защитный личностный механизм активно «работает» на отторжение любой информации, травмирующей ее как личность, информации несовместимой с объективным образом «Я». Чувствительна к критическим замечаниям, особенно от значимых для нее лиц. В первый момент конфликтной ситуации, в момент столкновения с жизненными трудностями склона проявлять определенную долю беспечности, безалаберности, затем может собраться и противодействовать ситуации. При длительном эмоциональном перенапряжении склона к непосредственным высказываниям и своевольным поступкам.

САМООЦЕНКА И ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

Самооценка, уровень притязаний очень высокие. Большое значение придает внешней оценке своей личности, своему социальному статусу. К работе относится серьезно, сублимирует (переносит) свои нереализованные потребности в социальную и профессиональную активность. При этом удовлетворения от самого процесса деятельности иногда ценит выше тех целей, к которым эта деятельность ведет. Ищет признания своих лучших качеств у окружающих. Склона к риску, плохо переносит однообразие. На момент тестирования свое настоящее и будущее видит исключительно на работе, на своем рабочем месте, рассматривает себя только как профессионала. Ощущения, желание видеть себя в кругу близких (муж, дети, внуки) вытеснены, несмотря на декларацию желания родить ребенка.

Потребность в стабильности, опоре на близких полностью неудовлетворенна. Испытывает по этой причине чувство тревоги. Считает, что ее недооценивают. Хочет быть любимой, что бы в ней видели желанного и ценного партнера.

Испытывает серьезный внутренний конфликт, который полностью не осознает, между рассогласованием стереотипа женской роли в семье, идентификации себя как женщины и ориентацией на мужской, социальный стиль образа жизни. В данном аспекте самооценка очень уязвлена, болезненно восприняла и осознала, что одна из ее полоролевых функций (рождение ребенка) оказалась невостребованной со стороны мужа. При этом сама себя продолжает видеть на мужских ролевых позиций: активных, сильных, независимых. Ассоциирует себя с автомобилем, пионом, тигром, кругом, конферансье – все эти понятия мужского рода. Сказочный персонаж также выбран мужского рода (месяц Апрель из сказки «Двенадцать месяцев»), который именно выбирает, берет себе в жену падчерицу, т.е. является инициатором сексуального контакта.

На момент тестирования актуальны страхи, связанные с возрастом и потерей репродуктивной функции, боится почувствовать себя «бесполой», отвергаемой мужчинами (тест «Несуществующие животное»). Выражено стремление через рождение ребенка «оградить», «отдалить» от себя старение, одиночество. Так и многие женщины думают, что, родив ребенка на 5-м десятке лет, им будет о ком заботиться до конца жизни, смогут продлить себе ощущение молодости. Страхи изменений личной идентификации, связанные с возрастными изменениями, достаточно типичны в славянской культуре, в отличии, например, от некоторых стран буддизма (Вьетнам, Япония), когда наступление климакса отмечается большим семейным праздником, радостью, что женщина может полностью теперь посветить себя самой себе, сексу, оставив в прошлом заботу о детях, передав основную работу по дому взрослым детям.

Сами по себе данные проблемы, внутренние личностные конфликты никоим образом не могут быть помехой (препятствием) или ответом на вопрос: «Рожать ребенка или нет?». Ответ на этот вопрос лежит в совершенно иной плоскости, связанной с супружеским взаимоотношениями, состоянием здоровья супругов, осознанием вероятности риска проявления наследственных, генетических заболеваний и т. п.

Коммуникативные качества. Трудностей в налаживании непосредственных контактов с окружающими не испытывает. Поведение раскованное, на лицо – непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. В общении доминантна, старается занять лидирующую позицию, нуждается в повышенном внимание со стороны окружающих. Императивный (командный) способ воздействия на обследуемую, а также авторитарный тон с ней, наталкивается на заметное противодействие, особенно если пытающийся манипулировать ее человек не пользуется у нее должным авторитетом, не вызывает у нее эмоций уважения, восхищения или страха.

Присутствуют организаторские способности. Артистична, самобытна, старается производить благоприятное впечатление. Но личности не хватает немного женственности, кокетства. Предпочитает независимый стиль общения, нежелание подчиняться, уступать кому-либо, сказывается на ощущениях некоторой обособленности от окружающих. Боится попасть под чье-либо влияние, быть от кого-либо зависимой. Поэтому в контактах придерживается «наступательной позиции», старается сразу расставить все точки на «I», продемонстрировать свое превосходство. Вышесказанное иногда может серьезно осложнить уровень социальной адаптации, связанное с непониманием иной точки зрения, с отсутствием желания с «холодной головой» прислушаться к мнению окружающих, в том числе и близких для нее людей. Присутствует избыточная критичность в оценке лиц ближайшего окружения.

Убеждена в реальности своих планов, настроена упорно добиться их реализации, несмотря на давление обстоятельств, вынуждающих ее идти на компромиссные решения.

На момент тестирования конфликтов с дочерью не выявлено, эмоционально привязана к ней, гордится дочерью. Эмоциональное отношение к мужу неустойчивое: от полного эмоционального принятия до немного отстраненного, нейтрального, но каких либо серьезных, устойчивых негативных, эмоционально отвергающих чувств к нему не испытывает.

Отношение к другим, окружающим ее мужчинам (друг Михаил и его сын) – нейтральное, без каких-либо выраженных симпатий и антипатий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате комплексного психологического обследования_____________серьезных акцентуаций характера, психопатологических черт характера, нарушений мышления, способных предположить вероятность наличия психического заболевания, не выявлено.

Присутствует ряд личностных проблем, находящихся в пределах нормы. Для решения внутри личностных конфликтов, повышения уровня социальной адаптации,_____________нуждается в гармонизации взаимоотношений с близкими, в мерах по повышению ее самооценки как женщины. Учитывая особенности характера Л. И. Бочковской, со стороны ее близких (муж, дочь), желательно не забывать, что за внешней решительностью, самоуверенностью, могут скрываться серьезные переживания чувства одиночества и неуверенности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные тесты.
  2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
  3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994, 144 с.
  4. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: Выща школа, 1978.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 102–103.
  6. Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989.
  7. Куликов Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: методические рекомендации по проведению Спб., Речь. 2001.
  8. Кун М.. Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., Изд. МГУ. 1984. стр. 180-188
  9. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 304 с.
  10. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. 232 с.
  11. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-со­циальный институт: Флинта, 1998. — 264 с.
  12. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). СПб, 1998, 168 с
  13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990. 74 с. — Методическое руководство к адаптированному тесту MMPI.
  14. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.2. Метод цветовых выборов. М., 1990. 88 с. — Методическое руководство к модифицированному цветовому тесту М.Люшера (восьмицветному).
  15. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.—СПб.: Речь, 2000.— 219с
  16. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  17. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1989.
  18. Херсонский Б.Г. Пиктограмма, как метод исследования личности (Монография). М.: Фолиум, 1994, 96 стр.

Психолог, кандидат юридических наук  Л. А. Бегунова

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×