Люди, жизнедеятельность которых ограничена в силу разных обстоятельств, нуждаются в особом корректном отношении со стороны общества, в котором живут, и опеке государства. Для получения льготных привилегий за человеком должен быть закреплен официальный статус инвалида. Процедура установления инвалидности в госучреждениях может быть затруднена и затянута по определенным причинам. В основном это происходит из-за значительных очередей на проведение медицинского исследования и субъективного восприятия специалистов, принимающих решение. Поэтому услуги некоммерческих негосударственных центров медико-социальной экспертизы с каждым годом все более актуальны.
Органы социальной защиты населения, руководствуясь соответствующим федеральным законом, занимаются организацией и курированием деятельности бюро медико-социальной экспертизы.
Медико-социальное исследование чаще всего имеет комплексный характер, так как необходимо изучить все стороны и условия жизни потенциального представителя группы населения с ограниченными возможностями. Учитывается несколько факторов, влияющих на исход экспертизы:
- Функциональные возможности;
- Психологическое состояние;
- Социально-бытовые условия;
- Профессионально-трудовой ресурс.
В функции бюро медико-социальной экспертизы входит:
- Определение инвалидности;
- Установление причин, сроков, ее наступления;
- Разработка, регулирование и коррекция проекта реабилитации в индивидуальном порядке;
- Создание базы данных граждан, прошедших исследование.
Проведение экспертизы возможно непосредственно в бюро, а также на дому, если человек не может явиться исследовательский центр, или в лечебном учреждении, если он проходит курс лечения в стационаре.
Функции бюро медико-социальной экспертизы представляют собой не только исследовательскую работу по решению задач экспертизы, но и включают этическую составляющую, например, сохранение врачебной тайны, критерия независимости экспертизы. К тому же эксперты несут ответственность за качество, соответствие закону и объективность своей работы.