Пример комплексной экспертизы по установлению вторичного наезда на тело потерпевшей

Пример комплексной экспертизы по установлению вторичного наезда на тело потерпевшей

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример комплексной экспертизы по установлению вторичного наезда на тело потерпевшей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

(комплексное исследование)

В период с « » 2012 г. по « » 2012 г., на основании ходатайства адвоката Центральной Коллегии адвокатов г.Москвы от « » 2012 года, без исходящего номера специалисты Центра медико-криминалистических исследований, в составе комиссии:

  • Гедыгушев Исхак Ахмедович, врач судебно-медицинский эксперт, имеющий высшее медицинское образование, ученую степень доктора медицинских наук, профессор, высшую квалификационную категорию и сертификат специалиста по специальности «судебно-медицинская экспертиза», экспертный стаж более 39 лет, заслуженный врач РФ;
  • Лузан Андрей Григорьевич, имеющий высшее техническое образование, специальность – «Строительные и дорожные машины и оборудование», квалификацию судебного эксперта и стаж экспертной работы по специальностям: «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», «Исследование технического состояния транспортных средств» и «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» – 36 лет,

изучили и проанализировали светокопии представленных материалов и документов, для ответов на вопросы входящих в их компетенцию, с последующим формированием соответствующего заключения специалистов, в отношении

                 гр. ,                                                                           1935 года рождения

Вопросы поставленные перед специалистами

  1. Каково было пространственное положение тела пострадавшей в момент первичного контакта с травмирующей поверхностью?
  2. Каково было взаимное расположение тела пострадавшей и травмирующего объекта в момент первичного следового контакта?
  3. Какой частью тела пострадавшая первично контактировала с травмирующей поверхностью ( объектом)?
  4. Каков был характер этого первичного травмирующего взаимодействия (направление распространения, вид, величина травмирующего силы, возможно индивидуальные особенности травмирующего объекта)? Какие телесные повреждения, возникли в результате данного взаимодействия?
  5. Какова последовательность возникновения иных выявленных на теле пострадавшей телесных повреждений, а также пространственное положение тела пострадавшей в момент их образования?
  6. Мог ли весь комплекс обнаруженных у пострадавшей телесных повреждений, — с учетом их индивидуальных особенностей, характера, локализации и механизма образования, а также с учетом конструктивных особенностей ТС «РЕНО» с полуприцепом, — возникнуть в условиях наезда на пострадавшую данным автомобилем?
  7. Одним, либо несколькими ТС причинены телесные повреждения, имеющиеся на теле пострадавшей?
  8. Произвести пространственную реконструкцию (с судебно-медицинской и транспортно-трасологической точек зрения) условий возникновения и протекания транспортной ситуации, при которой, были причинены выявленные у нее телесные повреждения.

Объекты (материалы) представленные на исследование

  1. Светокопия заключения эксперта (экспертиза трупа)№  г.
  2. Протокол осмотра ТС-а/м «РЕНО» р.з. с полуприцепом «Кроне».
  3. Протокол допроса в качестве подозреваемого от  г.
  4. Схема места дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП).
  5. Заявление начальника отдела управления UAB DK «PZU Lietuva».

Обстоятельства происшествия и исходные данные

  • Время происшествия: г. около 15 ч 40 мин.; место происшествия: Московская область Одинцовский р-н, 14 км + 400 м автодороги ММК направления – из ходатайства адвоката.
  • Происшествие произошло в светлое время суток, видимость направления движения транспорта 300 м – из Схемы места ДТП от г.
  • Проезжая часть сухая, асфальтированная, горизонтальная, шириной 7,4 м  для двух направлений движения транспорта — Схемы места ДТП от г.

Обстоятельства наезда указаны подозреваемым:

  • Вещная обстановка, конечное положение автомобиля «РЕНО» р.з. с полуприцепом «Кроне» р.з. и потерпевшей  на месте происшествия — из схемы места ДТП от г.
  • Автомобиль «РЕНО» р.з. (далее «РЕНО») с полуприцепом «Кроне» р.з. был представлен для осмотра г.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ЧАСТЬ

Исследование данных представленных материалов было проведено по общепринятой в судебной медицине методике исследования такого рода объектов (общенаучные методы, визуальный, описательный, сравнительный, метод сопоставления данных представленных материалов между собой и с данными судебно-медицинской науки, аналитический, клинический, структурный, логический), опубликованной в соответствующих руководствах и руководящих документах по проведению судебно-медицинских исследований в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Представленные материалы изучены, имевшиеся в них фактографические данные проанализированы, сгруппированы, сопоставлены, произведена их оценка с целью ответов на поставленные вопросы.

При формулировке своих ответов на поставленные вопросы, специалистами была использована следующая литература и нормативные правовые акты:

  • Федеральный Закон № 73 (ФЗ-73) «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 года «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека».
  • Приказ № 194н от 24.04.2008 года, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека».
  • Приказ № 346н от 12 мая 2010 года, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
  • «Построение судебно-медицинского диагноза, клинико-анатомического эпикриза и алгоритмы экспертной диагностики повреждений». Саркисян Б.А., Янковский В.Э., Зорькин А.И., и др. Барнаул – 2003. 122 с.
  • «О классификации тупых твердых предметов». Статья. Гедыгушев И.А. Судебно-медицинская экспертиза. М., 1984.
  • «О диагностики и идентификации травмирующего тупого твердого предмета по повреждениям головы». Гедыгушев И.А. Информационное письмо. Письмо Главного эксперта МЗ РСФСР № 2064 от 06.10.88.
  • «Методика экспертных исследований при решении ситуационных задач в отделении медицинской криминалистики». Гедыгушев И.А. Информационное письмо. Письмо Главного эксперта МЗ РФ № 122 от 08.02.94.
  • «Принципиальные положения судебно-медицинских экспертиз, связанных с решением ситуационных задач». Статья.Гедыгушев И.А.Материалы IV всероссийского съезда суд. медиков, Москва-Владимир, 1996, ч.1.
  • «Воспроизведение обстоятельств происшествия (преступления) по следам контактного взаимодействия субъектов и объектов события травмы». Гедыгушев И.А. Абрамов С.С.Статья.Материалы XIII пленума ВОСМ, М, 1998.
  • «Медико-криминалистическая реконструкция конкретных условий и обстоятельств травмы как самостоятельная экспертная задача». Гедыгушев И.А.Статья. Материалы XIII пленума ВОСМ, М., 1998.
  • «Характеристика орудий травмы как составная часть медико-криминалистического ситуационного анализа». Гедыгушев И.А.Доклад. Материалы XIII пленума ВОСМ, М., 1998.
  • «Алгоритм исследования при решении ситуационных задач по реконструкции условий и обстоятельств причинения повреждений». Гедыгушев И.А.Статья. Материалы научных исследований Ассоциации судебных медиков Сибири, Новосибирск, 1998, вып.3.
  • «Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий причинения повреждений». Монография. Гедыгушев И.А.М., 1999.
  • «Диагностические и идентификационные исследования повреждений тупыми твердыми предметами». Гл. V в кн. «Медико-криминалистическая идентификация». Гедыгушев И.А.Под. ред. Томилина В.В. М., 2000.
  • «Экспертные исследования при решении ситуационных задач по повреждениям». Гл. X в кн. «Медико-криминалистическая идентификация». Гедыгушев И.А.Под. ред. Томилина В.В. М., 2000.
  • «Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий причинения повреждений (методология и практика)». Гедыгушев И.А.Автореферат докторской диссертации. Москва-Воронеж, 2000.
  • «Судебно-медицинская диагностика повреждений тупыми предметами». А.А.Муханов. Тернополь, областная типография. 1974.
  • «Диагностикум механизмов и морфологии повреждений мягких тканей при тупой травме». Том 6: Механизмы и морфология мягких тканей. В.Н.Крюков, Б.А.Саркисян, В.Э.Янковский, В.П.Новоселов, И.А.Гедыгушев, В.И.Чикун, А.И.Зорькин, А.Б.Шадымов. Новосибирск. Издательство «Наука». 2001 г. 142 с.
  • «Диагностикум причин смерти при механических повреждениях». Том 7: Причины смерти при механических повреждениях. В.Н.Крюков, Б.А.Саркисян, В.Э.Янковский, В.П.Новоселов, А.И.Зорькин, А.Б.Шадымов, Н.В.Бастуев. Новосибирск. Издательство «Наука». 2003 г. 131 с.
  • «Повреждения головы при самопроизвольном падении человека навзничь (критерии судебно-медицинской диагностики)». О.А.Ромодановский. Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Г.А.Пашиняна. Москва. 1998. 152 с.
  • «Судебная медицина». Руководство для врачей. Издание третье, переработанное и дополненное. А.А.Матышев. Санкт-Петербург. Издательство «Гиппократ». 1998. 544 с.
  • «Судебно-медицинская экспертиза». Книга практического врача. Л.Е.Кузнецов. Издательство «ИНГА». Смоленск. Москва. 2002. 640 с.
  • «Нейрохирургия». И.М.Иргер. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва «Медицина». 1982. 432 с.
  • «Пособие «Судебная автотехническая экспертиза», М., 1980.
  • «Судебная транспортно-трасологическая экспертиза», М., 1971.
  • «Автотехническая экспертиза, М., 1967. (Бекасов В.А. и др.).
  • «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях». М., 1988.
  • «Анализ дорожно-транспортных происшествий». М., 1971. (Д.Коллинз, Д.Моррис).
  • «Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий». М., 1993.
  • «Применение специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий». Минск, 1989.
  • «Применение данных трасологии при расследовании дорожно-транспортных происшествий». М., 1976.
  • «Криминалистическая фотография и видеозапись для экспертов-автотехников» (Практическое пособие), ИПК РФСЦЭ, Москва, 2006 г.
  • Правила дорожного движения РФ.

1. Медицинская (судебно-медицинская) часть исследований

представленных материалов и документов по 1-5 вопросам.

1. Исследовательская часть Заключения эксперта представлена в виде «Данные акта исследования трупа №  г.» и состоит из следующих разделов.

1.1. Описание одежды. «…На трупе надето: на голове платок; пальто; вязаная шерстяная кофта; жилетка; халат; шерстяные колготки; трусы; полусапожки. Пальто расстегнуто, низ смещен до головы трупа. Низ кофты смещен до груди. Одежда с наложением частиц грунта.

Платок. Помарки крови на платке.

Пальто Разрыв проймы правого рукава по передней поверхности с переходом на боковой шов. Разрыв проймы левого рукава по передней и задней поверхности с переходом на боковой шов. Разрыв срединного шва спинки в верхней и средней трети, длиной 47 см. Пропитывание ткани спинки пальто в верхней трети на участке 25х28 см (больше слева) с наложением на лицевой стороне фрагментов размозженного вещества головного мозга. Пропитывание ткани кровью манжеты левого рукава на участке 18х18 см.

Кофта. Два разрыва вязки левого рукава в верхней трети, расположенные на расстоянии 4 см друг от друга, длиной верхнего 15 см, нижнего 6 см.

Колготки Разрывы: косо-вертикальный, передней половинки ткани правой колготки в верхней трети, длиной 14 см, расположенный в 20 см книзу от шва резинки, ориентированный на цифры 1 и 7 циферблата часов; на передней половинке левой колготки в средней трети, в проекции коленного сустава, косо-горизонтальный разрыв, длиной 7,5 см, ориентированный на цифры 10 и 4 циферблата часов, расположенный в 31 см книзу от шва резинки. Наложение частиц грунта на лицевой стороне передних половинок колготок в верхней трети на участке 37х26 см.

Халат. Отрыв пяти пуговиц на халате. Наложение черного вещества, без характерного рисунка, на лицевой стороне пол в средней и нижней трети на участке 47х60 см.

Жилетка Помарки крови на лицевой стороне спинки жилетки…

По снятии одежды труп женщины правильного телосложения, удовлетворительной упитанности, длиной тела от подошвенной поверхности стоп до сохранившихся отломков костей свода черепа около 160 см. Кожные покровы лица и спины, волосы на голове опачканы подсыхающей кровью. На коже живота наложение черного вещества, распространяющегося от срединной линии и переходящий на левую половину, размерами 32х28 см, на высоте 78 см от подошвенной поверхности стоп. На фоне данного участка отмечается смещение чешуек эпидермиса вниз, а также вниз и влево…»

1.2. Описание телесных повреждений приведено по их виду «…Раны с неровными, осадненными краями, притупленными концами, в которых имеются тканевые перемычки:

— дугообразной формы, правый конец которой располагается у наружного угла правой брови, левый – в проекции середины левой брови. Рана проходит по височной области справа, далее поднимается кверху и кзади, проходит в проекции теменного бугра, спускается на затылочную область, далее опять поднимается до теменного бугра слева и направляется кпереди. От вершины дуги, расположенной в затылочной области, кпереди отходит дополнительная рана, направляющаяся вверх и кпереди и заканчивающаяся в области переносицы. В просвете раны видна полость черепа, поврежденная твердая мозговая оболочка, фрагменты размозженного вещества головного мозга. Кожный лоскут отслоен от сохранившихся фрагментов костей свода черепа и отвернут кпереди. На внутренней поверхности кожного лоскута расположено левое глазное яблоко. Края раны осаднены на ширину до 2 см.

  • Рана углообразной формы, распространяющаяся от кончика носа и заканчивающаяся в 2 см кзади от наружного конца левой брови, углом открытая книзу и влево, длиной вертикального отрезка 3 см и косогоризонтального 7 см. В просвете раны мягкие ткани, осколки костей лицевого скелета.
  • На задней поверхности левого предплечья  в виде перевернутой буквы «Т». Длиной горизонтального отрезка, расположенного в области лучезапястного сустава. 11 см и вертикального, распространяющаяся по всем поверхностям предплечья до локтевого сустава – 23 см. В просвете раны мягкие ткани. Края осаднены на ширину до 1 см.
  • на тыльной поверхности правой кисти углообразной формы, углом открытая кнаружи. Длиной верхнего отрезка 6 см, нижнего 5 см. В просвете раны мягкие ткани. Кожный лоскут отвернут кнаружи. Края осаднены на ширину до 0,3 см.
  • На внутренней поверхности правой голени в нижней трети, вертикальная, длиной 10 см, переходящая на внутреннюю поверхности правого голеностопного сустава, на высоте 2 см.
  • На внутренней поверхности левой голени в верхней и средней трети, углообразной формы, углом открытая влево, длиной верхнего отрезка 10 см, нижнего 15 см.

Ссадины с западающей коричневато-красной поверхностью:

  • На лице по всем поверхностям, на участке 19х15 см;
  • На наружной поверхности верхней трети левого плеча, горизонтальная, полосчатая, размерами 15х3,5 см;
  • На фоне наложения на животе черного вещества, две параллельные, вертикальные полосчатые ссадины, расположенные на расстоянии 8 см друг от друга, размерами левой 35х2 см, правой 17х3,5 см. Чешуйки эпидермиса смещены книзу. Ссадины расположены на высоте 78 см от подошвенной поверхности стоп.
  • На передней поверхности правого коленного сустава, горизонтальная, полосчатая 4,5х1,5 см, на высоте 40,5 см.
  • На передней поверхности левого коленного сустава, 2х1 см, на высоте 43 см.

Других повреждений при наружном исследовании не обнаружено…»

1.3. При внутреннем исследовании отмечены следующие повреждения: «… В мягких тканях волосистой части головы, соответственно ранам, имеются блестящие, темно-красные кровоизлияния: в затылочной области 5х4 см и толщиной до 0,5 см; На лбу по всем поверхностям 12х8 см и толщиной до 0,5 см. Большая часть отломков костей свода черепа и вещества головного мозга отсутствует. Имеются множественные повреждения твердой мозговой оболочки в виде линейных, разнонаправленных разрывов, имеющие неровные края. В полости черепа единичные фрагменты размозженного вещества головного мозга. После отделения твердой мозговой оболочки осмотрены кости основания черепа. На основании черепа во все черепные ямки спускаются множественные трещины, достигающие решетчатой кости, турецкого седла, большого затылочного отверстия, проходящие по стенкам пирамид височных костей. Разрыв шейно-затылочного сочленения, имеющий неровные края, длиной 3 см, распространяющийся по переднему краю. В просвете большого затылочного отверстия виден продолговатый мозг с размятыми краями.

Мягкие ткани лицевого отдела черепа отслоены от костей. Соответственно отслойке мягких тканей имеются темно-красные кровоизлияния. Имеются оскольчатые переломы костей носа, верхней и нижней челюсти.

Темно-красные кровоизлияния  в мягких тканях передней поверхности шеи, размерами 9х5 см. Карманообразная отслойка мягких тканей на передней поверхности грудной клетки, распространяющейся от окологрудинной линии справа до средней подмышечной линии слева и от левой ключицы вверху до реберной дуги внизу, размерами 27х29 см, с темно-красным кровоизлиянием, на высоте 100 см, заполненная незначительным количеством жидкой крови с капельками жира. Разрывы обоих грудинно-ключичных сочленений. В брюшной полости около 100 мл жидкой крови с мелкими темно-красными ее свертками. В правой плевральной полости около 200мл, в левой около 400мл жидкой крови и красных ее свертков. Определяется отслойка шейного органокомплекса от позвоночника. Множественные линейные разрывы сердечной сорочки по передней и левой боковой поверхности, имеющие неровные края. Повреждение передней стенки левого желудочка в виде разрыва, длиной 1 см, имеющего неровные края с темно-красным кровоизлиянием. Разнонаправленные разрывы на диафрагмальной и висцеральной поверхности долей печени, длиной от 0,7 см до 8см и глубиной до 1,5 см, имеющие неровные края. Полные отрывы легких от главных бронхов. Края разрывов неровные. Соответственно отрывам легких от бронхов имеются блестящие, темно-красные кровоизлияния. Темно-красное кровоизлияние в треугольную связку печени.

После выделения органокомплекса осмотрены: шейный отдел позвоночника, грудная и брюшная полости. Имеются переломы позвоночника с повреждением передней и задней продольных связок с повреждением спинного мозга: между местом прикрепления 1-го шейного позвонка к затылочной кости; на уровне межпозвоночного диска между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками; на уровне межпозвоночного диска между 12-м грудным и 1-м поясничным позвонками. Множественные переломы ребер с повреждением пристеночной плевры (будут описаны ниже).

После отделения мягких тканей осмотрены ребра и кости таза. Разрывы обоих крестцово-подвздошных сочленений с темно-красными кровоизлияниями в мягкие ткани. Переломы по хрящевой части 2-9 справа и 2-9 ребер слева. Края в области переломов имеют относительно ровные края. Переломы 1-го ребра справа по среднеключичной линии, 2-9 ребер слева по передней подмышечной линии, 5-12 справа от лопаточной до около позвоночной линии и 1-12 ребер слева по около позвоночной линии с повреждением пристеночной плевры. Края вышеперечисленных переломов по наружной костной пластинке имеют относительно ровные, хорошо сопоставимые, крупнозубчатые края, без элементов выкрашивания компактного вещества (растяжение); по внутренней костной пластинке края мелкозубчатые, неровные, плохо сопоставимые, с выкрашиванием компактного вещества (сжатие). Линии переломов проходят поперечно длиннику ребер. Переломы 6-го ребра справа по среднеключичной линии, 1-4 справа по около позвоночной линии, 1-12 –го ребер слева по лопаточной линии, с повреждением пристеночной плевры. Края вышеперечисленных переломов имеют по наружной костной пластинке признаки сжатия, по внутренней признаки растяжения.

Поверхность языка с хорошо выраженными сосочками у корня. На разрезах мышцы языка без кровоизлияний. Переломы больших рогов подъязычной кости с  темно-красными кровоизлияниями и окружающие мягкие ткани. По передней поверхности края в области переломов имеют признаки сжатия, по задней поверхности – признаки растяжения. Перелом щитовидного хряща, проходящий вертикально по срединной линии с  темно-красным кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Вход в гортань свободен. Голосовая щель зияет. Слизистая оболочка гортани розоватого цвета. Полный поперечный разрыв дуги аорты, имеющий неровные края с  темно-красными кровоизлияниями. Косо-поперечный полный разрыв аорты на уровне перелома позвоночника между 12-м грудным и 1-м поясничным позвонками. В аорте следы темно-красной жидкой крови. Внутренняя поверхность аорты с множественными бляшками, хрящевой и каменистой плотности…Соответственно переломам ребер с повреждением пристеночной плевры, имеются множественные повреждения ткани легких, длиной от 1см до 2.5 см и глубиной до 5 см с  темно-красными кровоизлияниями в ткань…Произведен срединный разрез от проекции наружного затылочного выступа до пят. Мягкие ткани отсепарированы до задних подмышечных линий. В мягких тканях спины обнаружена карманообразная отслойка, распространяющаяся от проекции остистого отростка 7-го шейного позвонка вверху до пяснично-крестцового сочленения внизу и от задней подмышечной области слева до позвоночной линии справа, на участке 50х38 см, на высоте 90 см. подобные карманообразные отслойки: в проекции левой ягодицы, размерами 22х13 см, на высоте 72 см; на передней поверхности правой голени в верхней и средней трети, размерами 18х15 см, на высоте 18 см. Темно-красные, блестящие кровоизлияния: в поясничной области по срединной линии, размерами 14х14 см, на высоте 92 см; на наружной поверхности верхней трети левой голени 6х4 см, на высоте 39 см. Многооскольчатые переломы обеих лопаток, соответственно карманообразной отслойке мягких тканей. Переломы остистых отростков: 2-7-го шейный, 1-2-го грудных, 5-12-го грудных и 1-2-го поясничных позвонков. Остистые отломки наклонены влево. Края переломов остистых отростков справа имеют признаки растяжения, слева – признаки сжатия. Косопоперечный перелом левой бедренной  кости с темно-красным кровоизлиянием в мышцы, на высоте 60см. Линия перелома от наружной поверхности направляется снизу вверх и слева направо. Соответственно карманообразной отслойки на левой ягодице, имеется оскольчатый перелом левой седалищной кости…»

2. В экспертных выводах все повреждения на трупе сгруппированы по анатомическому принципу следующим образом:

«А. Открытая черепно-мозговая и лицевая травма (ссадины и раны на голове; перелом костей свода и основания черепа с повреждением мозговой оболочки и размозжением вещества головного мозга; разрывом шейно-затылочного сочленения).

Б. Тупая травма шеи (кровоизлияния в мягкие ткани шеи; отслойка шейного органокомплекса от позвоночника; переломы подъязычной кости, щитовидного хряща. Перелом шейного отдела позвоночника между 1-м шейным позвонком и затылочной костью с повреждением спинного мозга, между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками, переломы остистых отростков 2-7-го шейных позвонков).

В. Тупая травма грудной клетки, живота и таза (ссадины на животе, карманообразная отслойка мягких тканей на передней поверхности грудной клетки, спине, левой ягодицы; множественные переломы ребер слева и справа с повреждением пристеночной плевры, ткани легких, сердечной сорочки и левого желудочка сердца; разрывы дуги и брюшного отдела аорты; полные отрывы легких от бронхов; повреждение ткани печени; оскольчатые переломы обеих лопаток, переломы остистых отростков 1-2-го грудных, 5-12-го грудных и 1-2-го поясничных позвонков; перелом позвоночника на уровне межпозвоночного диска между 12-м грудным и 1-м поясничным позвонком с повреждением спинного мозга; разрывы обоих крестцово-подвздошных сочленений; оскольчатый перелом левой седалищной кости; гемоперитонеум (около 100мл жидкой крови с мелкими темно-красными ее свертками) двусторонний гемоторакс (справа около 200мл. слева около 400мл жидкой крови и красных ее свертков)

Г. Закрытый перелом левой бедренной кости.

Д. Рваные раны на левом предплечье, правой кисти и правой голени.

Е. Ссадины на левом плече и коленных суставах…»

2.1. Экспертная оценка механизма травмы и квалификация повреждений на трупе изложена в следующем содержании:

  1.  Повреждения, перечисленные в пунктах «А-Е» выводов причинены прижизненно, о чем свидетельствует выраженность и наличие кровоизлияний соответственно им.
  2. Все обнаруженные повреждения образовались от воздействия твердых тупых предметов.
  3. Высота расположения повреждений от подошвенной поверхности стоп, массивность внутренних повреждений, указывают на то, что все обнаруженные повреждения образовались от воздействия твердых тупых предметов в условиях дорожно-транспортного происшествия со случаем от _________ г.
  4. По имеющимся судебно-медицинским данным высказаться о фазах травмирования не представляется возможным.
  5. В основе механизма открытой черепно-мозговой травмы, тупой травмы шеи, груди, живота и таза лежит сдавливающее воздействие твердым тупым предметом с преобладающей травмирующей поверхностью (о чем свидетельствует размер кровоизлияний и карманообразных отслоек мягких тканей) в переднезаднем направлении, возможно, при переезде тела колесами автотранспорта.
  6. В основе механизма образования рваных ран на верхних и нижних конечностях лежит перерастяжение кожи.
  7. Смещение чешуек эпидермиса в области ссадин на животе указывает на смещение тела по дорожному покрытию.
  8. Все обнаруженные повреждения, в комплексе, по признаку опасности для жизни, причинили ТЯЖКИЙ вред здоровью.
  9. Смерть наступила от тупой сочетанной травмы тела в виде открытой черепно-мозговой травмы с размозжением вещества головного мозга, тупой травмы шеи, груди, живота и таза с переломами позвоночника, ребер, костей таза и повреждениями внутренних органов. Таким образом, между причиненным тяжким вредом здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь…»

На основании проведенных исследований по представленным материалам и документам можно отметить следующее:

а) судебно-медицинская оценка условий травмирования пешехода в дорожно-транспортных происшествиях предполагает установление комплекса общеизвестных признаков, характерных для различных фаз (закономерных этапов) формирования повреждений или следов на одежде и теле потерпевшего в результате: первичного удара, отбрасывания тела, перемещения его по частям автомобиля или дорожному покрытию, сдавления тела при наезде или переезде колесами и пр.

Такой принцип классификации требует сравнительного анализа взаимосвязанных по локализации и механизму повреждений одежды, кожного покрова, мягких тканей, внутренних органов, костей и суставов, которые в совокупности несут информацию об условиях травмирования той или иной анатомической области тела.

б) указанный алгоритм диагностики в представленном заключении экспертизы трупа не соблюден, характер и свойства повреждений изложены непоследовательно, в результате чего нарушена взаимосвязь между наружным и внутренним исследованием, судебно-медицинским диагнозом и экспертными выводами.

в) основные противоречия заключаются в том, что в п.3 выводов допускается возможность образования всех обнаруженных повреждений в условиях «дорожно-транспортного происшествия со случаем  от г.», а в п.4 указывается, что «по имеющимся  судебно-медицинским данным высказаться о фазах травмирования не представляется возможным».

г) трактовка части повреждений на теле, как следов «переезда тела колесами автотранспорта,…перерастяжение кожи,…смещение тела по дорожному покрытию (п.п.5,6,7 Выводов) не раскрывает ключевого обстоятельства – первичного удара – «наезда» и условий «перемещения», т.е. попадания тела под колеса автомобиля «РЕНО» с полуприцепом «Кроне».

д) исходя из отсутствия следов контактного взаимодействия с одеждой и телом на поверхностях фронтальной (передней) и левой боковой частях кабины указанного грузового транспортного средства, следует считать, что потерпевшая была сбита на встречной (по отношению к а/м «РЕНО») полосе движения.

Таким образом, в момент первичного контакта неустановленного автомобиля, с телом (левым бедром) пострадавшей она находилась в положении близком к вертикальному к опорной поверхности,  а неустановленный автомобиль двигался по проезжей части и его выступающая травмирующая поверхность находилась в  плоскости близкой к параллельной поверхности дороги

Специалист                                                                              

  • Гедыгушев И.А.             

2. Автотехническая часть исследований  представленных материалов и документов по вопросам 5-8

Конструктивные особенности автомобиля (седельного тягача) «РЕНО» с полуприцепом «Кроне», а также общее внешнее состояние передней и левой боковой частей автомобиля «РЕНО» и левой боковой и задней частей полуприцепа «Кроне» можно видеть на фотоснимках, сделанных г. в процессе осмотра указанного транспортного средства (ТС) на стоянке в д.  р-на, МО. (См. фото 1-14 ниже)

На представленных выше фотоснимках 1-5 передней части автомобиля «РЕНО» видны повреждения декоративной решетки радиатора, правой ветровой боковины, передней панели, которые зафиксированы в протоколе осмотра ТС-а/м «РЕНО» р.з. с полуприцепом «Кроне». Повреждения указанных выше элементов  кабины автомобиля «РЕНО» были получены в результате автопроисшествия  имевшего место г. в Польше с участием а/м  Мерседес Бенц г.н., прицеп г.н.. Данный факт подтверждается заявлением начальника отдела управления UAB DK «PZU Lietuva», направленном следователю СУ МУ МВД России «Одинцовское» г. с приложенными к нему фотоснимками.

Каких-либо других повреждений, а именно примятостей, притертостей и т.п.  в передней и левой боковой частях а/м «РЕНО» в процессе осмотра зафиксированы не были.

Тщательный осмотр всех конструктивных элементов кабины а/м «РЕНО», как передней (фото 1-6), так и левой боковой (фото 6-10) сторон не выявил каких-либо выступающих деталей на высоте от 30-100 см от поверхности дороги (площадки осмотра) при контактном взаимодействии с которыми могло быть травмировано левое бедро опорной ноги пешехода.

Результаты проведенного выше исследования позволяют специалистам утверждать, что повреждения левого бедра опорной ноги пешехода произошло в результате наезда на потерпевшую другого ТС, у которого имеются выступающие детали (элементы конструкции) на высоте 55-65 см от поверхности дороги (проезжей части). При этом, исходя из следов мозгового вещества потерпевшей, на соответствующих конструктивных элементах автомобиля «Рено», можно утверждать, что  в момент наезда на нее левых колес а/м «РЕНО», она находилась на проезжей части под данным автомобилем (фото 7-11) и была туда отброшена с полосы проезжей части, предназначенной для движения транспорта во встречном направлении.

С учетом результатов медицинской части исследования и осмотра а/м «РЕНО» с полуприцепом «Кроне», а также данных схемы места ДТП от. (см.схему выше), можно констатировать, что на потерпевшую переходившую проезжую часть а/д ММК направления (14 км 400м) произошел наезд автомобилем, имевшим выступающие детали (элементы конструкции) по левой боковой стороне или левому переднему углу и двигавшемуся во встречном направлении по отношению к а/м «РЕНО». После наезда на потерпевшую неустановленного транспортного средства она была отброшена в пространство под автомобилем «РЕНО» (фото 7-11). После этого начавший движение от места остановки а/м «РЕНО», наехал левыми колесами на голову и верхнюю часть туловища потерпевшей, а затем с потерпевшей контактировал кронштейн крепления вещевого ящика полуприцепа «Кроне», а в дальнейшем все три колеса полуприцепа также переехали потерпевшую смещая ее верхнюю часть туловища в направлении линии горизонтальной разметки 1.1, где ее положение было зафиксировано на схеме места ДТП от г. Установленный специалистами механизм  травмирования потерпевшей не противоречит показаниям подозреваемого, зафиксированным в протоколе допроса от г.

Специалист                                                                                    

  • Лузан А.Г.

ВЫВОДЫ

1-3 В момент первичного контакта неустановленного автомобиля, с телом (левым бедром) пострадавшей она находилась в положении близком к вертикальному к опорной поверхности, а неустановленный автомобиль двигался по проезжей части и его выступающая травмирующая поверхность находилась в  плоскости близкой к параллельной поверхности дороги.

4. Пострадавшая получила  удар в область левого бедра с причинением характерного для деформации скоростного, т.е. ударного изгиба закрытого косопоперечного перелома левой бедренной кости на высоте 60 см. (с линией перелома от наружной поверхности снизу вверх и слева направо).  Исходя из этого, следует, что транспортное средство, совершившее первичный удар по наружной или задней поверхности левого бедра опорной ноги пешехода должно иметь выступающую деталь (элемент кузова) в передней (фронтальной) части (бампер и т.п.) на высоте от полотна дороги 55-65 см.

5. Исходя из отсутствия следов контактного взаимодействия с одеждой и телом на передней (фронтальной) и левой боковой  поверхностях кабины  автомобиля «РЕНО», следует, что потерпевшая была сбита на встречной полосе по отношению к направлению движения автомобиля «РЕНО», где скоростной режим был около 50 км/ч. Согласно такой версии происшествия, получила удар в область левого бедра с последующим отбрасыванием ее против хода часовой стрелки и падением под  автомобиль «РЕНО», скорость  движения которого была незначительной (около 5 км/ч, поскольку водитель начал движение от места остановки)  и в дальнейшем при переезде левыми колесами автомобиля «РЕНО» с полуприцепом «Кроне» получила  комплекс повреждений головы, шеи и туловища характерные для «медленного переезда», которые указывают на поперечную ориентацию тела к направлению (вектору) движения колес.

6-7. Установленный комплекс судебно-медицинских и транспортно-трасологических признаков возникновения и динамики протекания дорожно-транспортного происшествия позволяет исключить первичный удар (наезд) на пострадавшую автомобилем «РЕНО» (водителя), т.к. попадание пострадавшей под колеса указанного автомобиля могло произойти только при ударном воздействии другого транспортного средства, двигавшегося во встречном направлении, с последующим отбрасыванием тела на полосу движения по которому двигался автомобиль «РЕНО».

8. Реконструкция дорожно-транспортной ситуации, при которой у пострадавшей образовались повреждения, выявленные в ходе осмотра ее трупа, подробно изложены в исследовательской части данного заключения.

Специалист                                                                           

  • Гедыгушев И.А.
  • Лузан А.Г.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×