Пример автотехнической экспертизы (столкновение 2-х авто занос зимой)

ЗАКАЗАТЬ ЭКСПЕРТИЗУ

Я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Пример автотехнической экспертизы (столкновение 2-х авто занос зимой)

ЭКСПЕРТИЗЫ: Автотехническая экспертиза, Независимая экспертиза автомобиля после ДТП, Трасологическая экспертиза 

Мне, сотруднику АНО «Центр медико-криминалистических исследований»   Лузану Андрею Григорьевичу в связи с поручением  дать автотехническое и транспортно-трасологическое заключение специалиста по представленным материалам, руководителем центра разъяснены права и обязанности специалиста, предусмотренные ст. 25.8 КОАП  РФ. Об ответственности за дачу заведомо ложного пояснения специалиста по ст.17.9  КОАП  РФ предупрежден.

03 мая 2012 года — А.Г.Лузан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

 

г.Москва                             

Время производства исследования:

Начато:       в 14 час. 00 мин.   03 мая  2012 года

Окончено:  в 12 час. 00 мин.   30 мая  2012 года

Место производства исследования:

г. Москва, Велозаводская ул., д.4, офис 309.

Основания производства исследования

02 мая 2012 года в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» поступило заявление от ________., представляющего интересы ________по доверенности от 24.02.2012 г., зарегистрированной в реестре за №2-708, с просьбой провести автотехническое  и транспортно-трасологическое исследование и дать заключение специалиста по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место в ________, напротив дома 17 по ул. Танкистов 15 февраля 2012 года.

Вопросы, поставленные перед специалистом

  1. Могла ли обледенелая проезжая часть ул. Танкистов, покрытая слоем снега, явиться причиной заноса автомобиля Рено SR г.р.з. ________, когда его водитель ________ применил торможение в связи с тем, что у впереди двигавшегося н/у автомобиля загорелись «стоп-сигналы»?
  2. Как следовало действовать водителю автомобиля Рено SR г.р.з. ________ в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации при возникновении заноса данного автомобиля?
  3. Соответствовали ли действия дорожных служб требованиям по уборке дорог и улиц в зимний период, если высота снежного покрова на ул.Танкистов г.________15 февраля 2012 года составляла около 5 см и данный покров находился на дороге (ул. Танкистов) к моменту рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
  4. Какими пунктами Правил дорожного движения РФ следовало руководствоваться водителям автомобилей Рено SR г.р.з. ________ и Лексус RX 450H г.р.з. ________ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации?
  5. Соответствовали ли действия водителей автомобилей Рено SR г.р.з. ________ и Лексус RX 450H г.р.з. ________ требованиям Правил дорожного движения РФ?

Вместе с заявлением для проведения исследования представлены следующие материалы

  1. Копия Схемы происшествия от 15.02.2012.
  2. Копия дополнения к Протоколу о нарушении Правил дорожного движения от 15.02.2012.
  3. Копия объяснения водителя автомобиля Рено SR г.р.з. ________ Е.И..
  4. Фотоснимки автомобилей Рено SR г.р.з. ________ и Лексус RX 450Н г.р.з. ________на месте ДТП, а также фотоснимок места происшествия.

Производство исследования поручено

специалисту АНО «Центр медико-криминалистических исследований» Лузану Андрею Григорьевичу, имеющему высшее техническое образование по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование», квалификацию судебного эксперта  и стаж экспертной работы по специальностям: «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», «Исследование технического состояния транспортных средств» и «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП  (транспортно-трасологическая диагностика)» — 36 лет.

Исходные данные

  1. Место происшествия: г.Саратов, ул.Танкистов у дома 17; дата происшествия: 15 февраля 2012 года около 16 час. 30 мин. – из Схемы  происшествия от 15.02.2012 и объяснения водителя ________ Е.И.
  2. Обстоятельства рассматриваемого происшествия – из объяснения водителя автомобиля ________________
  3. Проезжая часть ул.Танкистов асфальтированная, была покрыта льдом (обледенелая), на котором находится раскатанный снег (снежный покров) высотой около 5 см – из вопроса заявления и фотоснимков с места происшествия.
  4. Дорожная и вещная обстановка на месте происшествия – из Схемы происшествия от 15.02.2012 и фотоснимков места ДТП.
  5. Данные о дорожно-транспортной ситуации (далее ДТС) – из объяснения водителя ________________ и заявления доверенного лица ________________.
  6. Повреждения автомобиля Рено SR г.р.з. ________________ (далее Рено) и Лексус RX 450Н г.р.з. ________ (далее Лексус) – из дополнения к Протоколу о нарушении Правил дорожного движения..

Нормативная и справочная документация

  • «Анализ дорожно-транспортных происшествий», М., 1971.
  • «Криминалистическая фотография и видеозапись для экспертов-автотехников» (Практическое пособие), ИПК РФЦСЭ, Москва, 2006.
  • «Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы», М.,1971.
  • «Расследование дорожно-транспортных происшествий», М., 1983.
  • «Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий», РФЦСЭ, Москва, 1993.
  • «Судебная автотехническая экспертиза», ч.2, ВНИИСЭ, 1980.
  • «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (Диагностические исследования)», Выпуск 1 и 2, ВНИИСЭ, Москва, 1988.
  • «Безопасность движения автомобильного транспорта», Б.Е.Боровский, Лениздат, 1984.
  • ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
  • Отраслевой дорожный методический документ (ОДМД) «Методические рекомендации  по  ремонту  и  содержанию  автомобильных  дорог  общего  пользования» (взамен ВСН 24-88), принятый и введенный в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис.
  • Правила дорожного движения РФ, М., 2010.

ИССЛЕДОВАНИЕ

По 1-му  вопросу:

Статистика отмечает значительное количество происшествий, связанных с потерей автомобилем устойчивости при поперечном (боковом) скольжении, выражающуюся в заносе. При этом, нередки случаи, когда скользящий в поперечном направлении (двигающийся в заносе) автомобиль выезжает на полосу встречного движения и за пределы дорожного полотна.

С технической точки зрения по действующим Методическим экспертным разработкам причинами начала заноса (бокового скольжения) автомобиля являются:

а) состояние проезжей части, ________.

Кроме этого, причиной заноса могут быть ________.;

б) техническое состояние автомобиля, в частности, различное состояние ________ и т.д.;

в) действия водителя, связанные с применением приемов управления, например, при торможении на дороге с низким коэффициентом сцепления (ниже ________), при повороте рулевого колеса и т.п.

Подробный анализ представленных материалов и, прежде всего, Схемы происшествия (см. ниже):

свидетельствует о том, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации (ДТС) имел место выезд автомобиля Рено на сторону проезжей части ул.Танкистов г.________, предназначенную для встречного движения, где произошло столкновение данного автомобиля с автомобилем Лексус, двигавшимся во встречном направлении, что также зафиксировано на фотоснимках 1 – 2 с места ДТП, представленных ниже:

Фото № 1

Фото № 2

Кроме этого, на исследование представлен фотоснимок 3 с места ДТП, на котором можно видеть состояние проезжей части ул.Танкистов (см. ниже):

Фото № 3

На представленных выше фотоснимках 1 – 3 хорошо видно, что проезжая часть ул.Танкистов у дома 17 покрыта слоем льда (обледенелая, см. фото 3), на котором неравномерно по ширине проезжей части, включая трамвайные пути, находится слой раскатанного (прикатанного) снега.

В своём объяснении водитель автомобиля Рено ________пояснила следующее: «15.02.2012 года около 1630 я двигалась в районе Сенного рынка на технически исправной, принадлежащей мне а/м Рено «Сандеро» г/н ________ по ул.Танкистов со скоростью около 25-30 км/ч в интенсивном потоке машин, как вдруг на одном из участков проезжей части впереди двигающаяся а/м стала резко останавливаться и у него загорелись стоп-сигналы, я стала тормозить, мою машину стало разворачивать, т.о. что передняя часть моей автомашины стала смещаться влево, а задняя вправо и меня вынесло на встречную полосу под углом к продольной оси дороги, отчего я стала пересекать полосу встречного движения транспортных средств. В процессе этого движения, пытаясь предотвратить занос я поворачивала рулевое колесо в сторону заноса задней оси. Но в виду небольшого расстояния остановилась на проезжей части встречного движения, уткнувшись передней частью а/м в снежный вал (сугроб)».

Как показало исследование указанных выше материалов и, в том числе объяснения водителя ________ Е.И., автомобиль Рено находился в технически исправном состоянии, что позволяет исключить техническое состояние автомобиля Рено как причину его заноса (бокового скольжения).

В тоже время проведенный выше анализ фотоснимков с места происшествия (фото 1 – 3) свидетельствует о том, что проезжая часть ул.Танкистов у дома 17 находилась в обледенелом состоянии, а сверху была покрыта слоем раскатанного снега неравномерно по всей ширине проезжей части, и не была обработана анти гололёдными реагентами, а поэтому применение водителем автомобиля Рено ________ даже не экстренного (резкого) торможения в данной ДТС могло привести к заносу данного  автомобиля согласно действующим Методическим экспертным разработкам, именно из-за неудовлетворительного состояния проезжей части ул.Танкистов.

По 2-му вопросу:

В каждом конкретном случае, как и в данной ДТС, определение наличия или отсутствия возможности у водителя предотвратить начало заноса (бокового скольжения), а следовательно, его дальнейшее развитие и потерю управляемости автомобиля после начала торможения требует оценки субъективных качеств каждого конкретного водителя, а именно, его физиологических данных, умения действовать в создавшейся обстановке, профессионального мастерства, времени реакции и т.п. Дать оценку всей совокупности этих субъективных качеств каждого конкретного водителя, а в рассматриваемой ДТС водителя автомобиля Рено ________не представляется возможным, поскольку это выходит за пределы компетенции специалиста в области автотехнической и транспортно-трасологической экспертизы.

Как установлено при ответе на 1-ый вопрос в данной рассматриваемой ДТС причиной заноса автомобиля Рено явилось неудовлетворительное состояние проезжей части ул. Танкистов в месте происшествия 15.02.2012 около 16 час. 30 мин., когда водитель ________применила торможение на загоревшиеся «стоп-сигналы» двигавшегося впереди н/у автомобиля.

В связи с изложенным выше специалист считает необходимым отметить следующее:

  • а) прекратить начавшийся занос (боковое скольжение) в данных дорожных условиях нелегко даже водителям высокой квалификации, а в ряде случаев бывает технически невозможно;
  • б) водитель автомобиля Рено ________Е.И., согласно данного ей объяснения, поворачивала рулевое колесо в сторону заноса задней оси, что с технической (экспертной) точки зрения является правильным согласно науки управления автомобилем.

По 3-му вопросу:

В рассматриваемой ДТС, имевшей место 15.02.2012 около 16 час. 30 мин. в ________ на ул.Танкистов у дома № 17 дорожные службы (организации), обеспечивающие содержание дорог в зимний период, должны были руководствоваться требованиями ________ Правил дорожного движения РФ, согласно которому:

«Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения».

Из указанного выше — следует, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог …, обязаны: содержать дороги … в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил соответствующим нормативом, согласно которому обеспечивается уровень зимнего содержания дорог, которым является ОДМД «________________

В разделе  ________________., согласно которому:

а также п.6.1.5. «Уровень зимнего содержания принимается соответственно требованиям табл. 6.1, согласованной ________:

Таким образом, исходя из приведенных выше документов следует, что действия дорожных служб г.________ не обеспечили уровень зимнего содержания ул.Танкистов 15.02.2012 в месте происшествия, так как на дороге (улице) имелся снежный накат, что не допускается, и имелась зимняя скользкость, которая с момента окончания снегопада не была ликвидирована в течении 4-х часов, так же как и не был убран снег в течении данного времени.

Не выполнение указанных выше требований должностными и иными лицами, ответственными за состояние дороги (ул.Танкистов) с технической точки зрения способствовало созданию дорожно-транспортной ситуации, которая привела к столкновению автомобилей Рено и Лексус.

По 4-му и 5-му вопросам:

В рассматриваемой ДТС водителю автомобиля Рено ________________ следовало руководствоваться требованиями п.10.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому: «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Принимая во внимание то обстоятельство, что водитель ________ двигалась на автомобиле Рено со скоростью 25-30 км/ч, предприняла торможение на резко останавливающийся впереди двигавшийся н/у автомобиль, у которого загорелись «стоп-сигналы», то в её действиях не усматривается несоответствие требованиям п.10.1 Правил дорожного движения РФ.

В рассматриваемой ДТС водителю автомобиля Лексус ________ . при возникновении опасности, связанной с выездом автомобиля Рено на полосу движения (сторону проезжей части), предназначенную для движения его автомобиля, следовало руководствоваться требованиями п.10.1 абз.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому: «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

При этом, действия водителя автомобиля Лексус ________. могли не соответствовать требованиям п.10.1 абз.2 Правил дорожного движения РФ, если остановочный путь автомобиля Лексус в данных дорожных условиях был меньше удаления данного автомобиля от места столкновения транспортных средств в момент выезда автомобиля Рено на сторону проезжей части (полосу движения), предназначенную для движения автомобиля Лексус.

ВЫВОДЫ

По первому вопросу

(Могла ли обледенелая проезжая часть ул.Танкистов, покрытая слоем снега, явиться причиной заноса автомобиля Рено SR г.р.з. ________, когда его водитель ________применил торможение в связи с тем, что у впереди двигавшегося н/у автомобиля загорелись «стоп-сигналы»?):

Обледенелая проезжая часть, покрытая слоем снега ул.Танкистов в ________ 15.02.2012 явилась причиной возникновения заноса (бокового скольжения) автомобиля Рено SR г.р.з. ________ в тот момент, когда водитель ________ применила торможение на загоревшиеся «стоп-сигналы» у двигавшегося впереди н/у автомобиля.

По второму вопросу

(Как следовало действовать водителю автомобиля Рено SR г.р.з.________________ в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации при возникновении заноса данного автомобиля?):

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водителю автомобиля Рено SR г.р.з. ________________при возникновении заноса данного автомобиля на обледенелой проезжей части, покрытой слоем снега ул.Танкистов, следовало плавно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса (бокового смещения) задней оси, что фактически и было выполнено согласно объяснений водителя ________________

По третьему вопросу

(Соответствовали ли действия дорожных служб требованиям по уборке дорог и улиц в зимний период, если высота снежного покрова на ул.Танкистов г.________ 15 февраля 2012 года составляла около 5 см и данный покров находился на дороге (ул.Танкистов) к моменту рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?):

Действия дорожных служб, а именно должностных и иных лиц, ответственных за состояние проезжей части ул.Танкистов г.________________ на момент рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия 15.02.2012 около 16 ч. 30 мин. не соответствовали требованиям п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации  и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения РФ, а также требованиям п.п. 6.1.1 и 6.1.5 Отраслевого дорожного методического документа «Методические  рекомендации  по  ремонту  и  содержанию  автомобильных  дорог  общего  пользования», принятого и введенного в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис .

По четвертому вопросу

(Какими пунктами Правил дорожного движения РФ следовало руководствоваться водителям автомобилей Рено SR г.р.з. ________________ и Лексус RX 450H г.р.з. ________________  в сложившейся дорожно-транспортной ситуации?):

В данной рассматриваемой  дорожно-транспортной ситуации водителю автомобиля Рено SR г.р.з. ________________ следовало руководствоваться требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, а водителю автомобиля Лексус RX 450Н г.р.з. ________________ следовало руководствоваться требованиями п.10.1 абз.2 Правил дорожного движения РФ.

По пятому вопросу

(Соответствовали ли действия водителей автомобилей Рено SR г.р.з. ________________ и Лексус RX 450H г.р.з. ________________ требованиям Правил дорожного движения РФ?):

В данной дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя автомобиля Рено SR г.р.з. ________________ с технической точки зрения не усматривается несоответствий требованиям п.10.1 Правил дорожного движения РФ.

В данной дорожно-транспортной ситуации действия водителя автомобиля Лексус RX 450Н г.р.з. ________________. с технической точки зрения могли не соответствовать требованиям п.10.1 абз.2 Правил дорожного движения РФ по причинам, указанным в исследовании

Специалист:                                                                    

  • А.Г.Лузан

Примеры проведённых экспертиз

Заказать обратный звонок
Задать вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×
Форма обратной связи

Я даю согласие на обработку своих персональных данных. Политика конфиденциальности

×