Пример Водитель-пассажир 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА № -10М 

06 декабря  2010 г                                                                                   Москва 

 

    На основании заявления адвоката Ставропольской КА —————— от 29 ноября 2010 г., ведущим специалистом АНО «Центра медико-криминалистических исследований» в области судебно-медицинской экспертизы, заслуженным врачом РФ  Гедыгушевым И.А., имеющим высшее медицинское образование, специальную подготовку в области судебно-медицинской экспертизы, ученую степень доктора медицинских наук и высшую квалификационную категорию по специальности – судебная медицина, экспертный стаж  35 лет, изучены материалы по факту ДТП от 02.08.2009 г.

На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:

1.  Установить местоположение пострадавших лиц в салоне автомобиля «BMW» в момент дорожно-транспортного происшествия.

Исследование 

I. В представленном заключении судебной автотехнической экспертизы №113/2 от 28.05.2010 г. указано, что опрокидывание а/м после удара о заградительный столб, происходило неоднократно, что обозначено на схематическом плане ДТП множеством «мест ударов о землю» -(7 точек) за пределами проезжей части. А/м обнаружен в положении колесами кверху на удалении 32-34 м от дороги, труп – в 30 м от автомобиля в восточном направлении. «…Анализ представленных исходных данных: ширина, форма участка автодороги «Светлоград-Арзгир», на участке ДТП, направление движения автомобиля БМВ-520 до его опрокидывания, форма, размеры, локализация повреждений данного автомобиля, образовавшихся в результате контакта с заградительным столбом и последующим опрокидыванием – все это в своей совокупности указывает на следующее: — установить характер и траекторию движения автомобиля БМВ-520 р/з ——————, до его столкновения со столбом и последующим опрокидыванием, не представляется возможным, поскольку зафиксированные на месте ДТП следы его колес, не привязаны, их форма, характер, размеры, расстояние между ними, не отмечены и не сфотографированы; — установить механизм исследуемого ДТП и последовательность образования повреждений на автомобиле БМВ -520 также не представляется возможным по следующим причинам: — отсутствие автомобиля БМВ-520 как объекта исследования, по повреждениям которого возможно было установить механизм ДТП. Предоставленные изображения повреждений данного транспортного средства не информативны, многие части и детали кузова не сфотографированы, остальные части кузова запечатлены лишь общим их видом, без детализации поврежденных участков; — в протоколе осмотра места ДТП и схеме к нему нет описания повреждений заградительного столба, или их фотографий, отсутствует его привязка к краю автодороги. Многие отделившиеся части и детали кузова автомобиля БМВ-520 (передние колеса, радиатор и т.д.) вообще не зафиксированы в протоколе и на схеме. Т.е. на основании сведений, имеющихся в настоящих материалах проверки установить характер и траекторию движения автомобиля БМВ-520 р/з —————— до его столкновения со столбом и последующим опрокидыванием, механизм исследуемого ДТП и последовательность образования повреждений на автомобиле БМВ-520 не представляется возможным…»

II. Согласно Акту исследования трупа —————— (№145): «…При исследовании трупа гр-на ——————, 1971 г.р. обнаружены следующие телесные повреждения в виде тупой сочетанной травмы тела (головы, груди, живота. конечностей): закрытая черепно-мозговая травма, ссадины и кровоподтек лобно-височной области головы, справа, ушиб головного мозга, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку, в ткань обоих полушарий головного мозга и мозжечка, в мягкие ткани лобно-височной области головы, справа; множественные ссадины правой половины лица; закрытый перелом грудинного конца левой ключицы; кровоизлияния в переднее средостение, в ткань и корни обоих легких; разрывы ткани правой доли печени и селезенки, кровоизлияния в брюшную полость (40,0 мл крови), в область верхних полюсов обеих почек и правого надпочечника; закрытые задние вывихи обоих коленных суставов с повреждением связочного аппарата; ушиблено-рваные раны передней поверхности нижней трети правого плеча; множественные кровоподтеки и ссадины передней поверхности груди, живота, верхних и нижних конечностей; которые образовались от воздействия твердых тупых предметов, прижизненно (наличие кровоизлияний в области повреждений), в быстрой последовательности, друг за другом, что могло иметь место 02.08.2009 г., при обстоятельствах, изложенных в постановлении. Перечисленные в данном пункте выводов повреждения относятся к медицинским критериям квалифицирующих признаков ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ (п.п.6.1.3, 6.1.6.) и находятся в прямой причинной связи со смертью гр-на ——————, 1977 г.р.

Локализация телесных повреждений (область головы, груди, живота, конечностей), механизм образования (ударное и ударно-сдавливающее воздействия) отсутствие признаков переезда, указывают на образование повреждений внутри салона автомобиля, где местом первоначального ударного воздействия явилась передняя поверхность груди, после чего имело место соударения тела о выступающие части салона автомобиля в момент опрокидывания и выбрасывания тела пострадавшего из салона автомобиля, со скольжением тела о поверхность грунта.

Учитывая локализацию повреждений на груди слева, наличие повреждений коленных суставов, разрывов печени и селезенки, кровоподтеков и ссадин на правой кисти и левого лучезапястного сустава, которые являются характерными повреждениями для водителя при дорожно-транспортном происшествии; считаю. что в момент дорожно-транспортного происшествия гр-н ——————,1077 г.р., с большей долей вероятности находился на месте водителя, за рулевым управлением легкового автомобиля.

Причиной смерти ——————, 1977 г.р., явились тяжкие повреждения головы, сопровождавшиеся кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку, в вещество и в желудочки головного мозга, что обусловило нарушение, а затем и прекращение функции центральной нервной системы, остановку сердечной деятельности и дыхания…»

III. Акт исследования (№285) составлен по мед. документам на —————— и содержит следующие выводы: «…Анализ записей представленной медицинской документации, с учетом осмотра гр-на —————— в палате №2, показал, что гр-н ——————, 21.12.1977 г.р., 31 года, получил следующие телесные повреждения: тупая сочетанная травма тела: закрытый перелом тела 6 шейного позвонка, закрытая черепно-мозговая травма позвоночника, сотрясение головного и спинного мозга, закрытый перелом правой лопатки, закрытый перелом 6,7 ребер справа по лопаточной линии, разрывы лонного сочленения и левого крестцово-подвздошного сочленения таза, множественные кровоподтеки и ссадины тела, травматический шок 2-й степени, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов или при соударении о таковые, в быстрой последовательности друг за другом, что могло иметь место в срок (02.08.2009 года) при обстоятельствах, изложенных в постановлении.

Вышеописанные телесные повреждения по квалифицирующему признаку вреда здоровья, опасному для жизни человека, создающие непосредственную угрозу для жизни (п.6.1.6) причинили ТЯЖКИЙ ВРЕД здоровью гр-ну ——————

Локализация телесных повреждений (область шеи, грудной клетки справа, таза и конечностей) механизм их образования (ударное и ударно-сдавливающее воздействие),отсутствие признаков переезда указывают на образование повреждений в результате травмы внутри салона автомобиля, где местом первоначального ударного воздействия явилась правая поверхность груди и таза, после чего имело место выбрасывание тела пострадавшего скольжением и вращением его тела вокруг продольной оси тела, на что указывают множественные ссадины и кровоподтеки на передней и задней поверхности тела.

Учитывая локализацию повреждений на правой половине грудной клетки и также отсутствие характерных повреждений для водителя при дорожно-транспортном происшествии (в области грудины, кистей рук, передних поверхностей коленных суставов), считаю, что в момент ДТП гр-н —————— с большей долей вероятности находился на месте пассажира справа от водителя, возможно как на переднем так и на заднем сидениях.

Исключается возможность причинения вышеописанных телесных повреждений в результате падения гр-на —————— с высоты собственного роста…»

IV. Изложенная выше судебно-медицинская информация анализируется с позиций установленных экспертной практикой и научными исследованиями закономерностей травмирования лиц в салоне автомобиля при различных условиях ДТП – в т.ч. при столкновении с неподвижной преградой и его опрокидывании, что сопровождается резким снижением скорости движения и приводит к инерционным смещениям водителя и пассажира вперед и вверх с соударением различными частями тела о внутренние детали салона (ветровое стекло, его раму, др.выступающие детали – приборную панель, рулевое колесо и пр.). В механизме формирования повреждений внутри автомобиля основным фактором является удар, а также – сдавление смещенными деформированными деталями салона, сотрясение, чрезмерное сгибание или переразгибание частей тела. Это определяет объем, характер, локализацию и количество причиняемых повреждений, которые имеют определенные отличия в зависимости от местонахождения лица внутри автомобиля, направления сил инерции при перемещении в салоне и за его пределами ( при выбрасывании тела с его последующим падением на грунт или дорожное покрытие. При этом существенное влияние на тяжесть повреждений оказывают пассивные и активные средства безопасности (ремни, подголовники, подушки).

V. Поскольку в представленных материалах отсутствуют конкретные сведения о характере деформации транспортного средства и не установлена точная локализация удара о преграду, необходимо провести сравнительный анализ всех вариантов фронтального столкновения.

В зависимости от локализации повреждений кузова передней части автомобиля были выделены З вида фронтального столкновения. Воздействие внешней преграды на переднюю часть автомобиля в направлении спереди назад с образованием деформации передней центральной части кузова или равномерно всей передней части (рисунок 2) свидетельствует о фронтальном центральном столкновении (ФЦС).

Фронтальное левое столкновение (ФЛС) характеризуется воздействием внешней преграды на переднюю левую часть автомобиля в направлении спереди назад и слева направо. Вследствие этого возникают разрушения передне-левой части кузова автомобиля (рисунок 3 а). При фронтальном правом столкновении (ФПС) внешняя преграда воздействует на переднюю правую часть автомобиля в направлении спереди назад и справа налево. При этом основное разрушение кузова автомобиля приходится на его передне-правую часть (рисунок 3 б).

Каждый из указанных видов столкновения автомобиля предопределяет направление перемещения пострадавшего в салоне за счет силы инерции. Так при ФЦС тело водителя и пассажира перемещается в основном сзади наперед; при ФЛС — сзади наперед и справа налево, при ФПС — сзади наперед и слева направо. Наибольшее количество повреждений получает человек, сидящий в салоне со стороны удара.

VI. Научные критерии установления водителя и пассажира основаны на наиболее характерных сочетаниях повреждений конечностей, получаемых на конкретном месте салона, которые могут быть представлены в виде следующих диагностических таблиц

Указанные диагностические признаки могут использоваться лишь частично, т.к. для выявления их полного комплекса необходимо применить специальные исследования и методики, которые в данном случае не проведены. Кроме телесных повреждений, механизм которых зависит от положения человека на конкретном месте в автомобиле в данном случае и —————— и —————— получили тяжелые сочетанные травмы головы, туловища и конечностей, связанные с многократной инерционной травматизацией, объем которой характеризуется следующими, экспериментально установленными параметрами: сила соударения нефиксированного тела с частями салона автомашины при столкновении с фиксированной преградой при скорости 75 км/час достигает 4000 кгс, а масса органов от перегрузки «возрастает» до 20 раз. (в исследуемом случае необходимо учесть также и фактор многократности травмирования при множественных опрокидываниях транспортного средства).

Возможности детальной экспертной реконструкции всех этапов и фаз травмирования указанных лиц зависят от наличия и характера следов соударения с деталями салона, включая объекты биологического происхождения (кровь, волосы и пр.), повреждения и инородные частицы на предметах одежды. Указанная информация в представленных материалах отсутствует и восполнена быть не может, что явилось существенным препятствием для категоричного вывода по решаемой задаче, в том числе – в рамках проведенных автотехнических и судебно-медицинских исследований.

 

Вывод

 

1. Анализ и сравнительная оценка судебно-медицинских данных, изложенных в п.п. 4,5,6 позволяет прийти к заключению о том, что в момент дорожно-транспортного происшествия с а/м марки «BMW -520» —————— находился на месте водителя, а —————— – на месте пассажира (вероятнее – переднего сидения).

 

Литературные источники информации:

  1. В.В.Колкутин, Ю.И. Соседко. Суд.мед.экспертиза повреждений у живых лиц. Юрлитинформ, М.2002.
  2. Г.Б.Дерягин. Транспортная травма. Архангельск,1997.
  3. Ю.А.Молин. Судебно-медицинская оценка силы тупой травмы, вызывающей механические повреждения.СПб,2003.
  4. А.С.Новиков.Дисс.на соиск. уч.степени к.м.н. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира переднего сидения при фронтальных столкновениях автомобиля. М.2010.

 

Ведущий специалист АНО «ЦМКИ»                                 

Эксперт высшей квалификационной

категории, доктор медицинских наук,

заслуженный врач РФ, профессор                                                  И.А.Гедыгушев

Форма обратной связи

Нажимая на кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку своих персональных данных